Письмо Федеральной налоговой службы
№АС-4-3/14723@ от 04.09.2012
О применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по организации выставок, оказываемых казахстанской организацией российской организации
Федеральная налоговая служба <...> о применении налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в отношении услуг по организации выставок, оказываемых казахстанской организацией российской организации.
Применение НДС при выполнении работ (оказании услуг) хозяйствующими субъектами Таможенного союза регламентируется нормами Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 и Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол).
Согласно статье 2 Протокола взимание НДС при оказании услуг производится в государстве-члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации услуг, в соответствии с налоговым законодательством данного государства.
Статьей 1 Протокола определено, что к рекламным услугам относятся услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и признанной формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме.
На основании положений статьи 3 Протокола местом реализации рекламных услуг, оказываемых налогоплательщику государства-члена Таможенного союза, признается территория этого государства.
Таким образом, местом реализации услуг по организации выставок с целью размещения информации, указанной в статье 1 Протокола, оказываемых казахстанской организацией российской организации, признается территория Российской Федерации и такие услуги подлежат налогообложению НДС в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ (далее – Налоговый кодекс).
Статьей 161 Налогового кодекса установлено, что при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, НДС исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица. В связи с этим российская организация, приобретающая услуги по организации вышеуказанных выставок, оказываемые казахстанской организацией, является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации НДС по таким операциям.
Что касается применения НДС в отношении услуг по организации выставок в целях, отличных от рекламных, оказываемых налогоплательщиком одного государства-члена Таможенного союза налогоплательщику другого государства-члена Таможенного союза, то на основании норм Протокола порядок определения места их реализации зависит от целей проведения выставок.
Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Протокола при осуществлении выставок в сфере культуры и искусства место реализации услуг по организации этих выставок определяется по месту их фактического проведения. В случае оказания услуг по организации выставок в целях, не связанных с культурой и искусством, а также с рекламой, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 3 Протокола местом их реализации признается территория государства-члена Таможенного союза, налогоплательщиком которого является лицо, оказывающее услуги. Поэтому при оказании казахстанским налогоплательщиком российской организации услуг по организации выставок на территории Республики Казахстан в данных случаях местом их реализации территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги в Российской Федерации объектом налогообложения НДС не являются.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»