Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Федеральной налоговой службы
№6-8-04/0003 от 27.01.2012

Необходимость доработки программного обеспечения

В связи с официальным уведомлением, направленным ФГУП ГНИВЦ ФНС России в Управление информатизации ФНС России, о размещении в ФАП ФНС России программного обеспечения «ГНИВЦ ПРИЕМ Регион» - обновление № 52 (SAO_GPR_20111129, SOED_GPR_20111017) поручаем обеспечить доведение до участников информационного взаимодействия в электронном виде по ТКС (налогоплательщиков, региональных специализированных операторов связи, в том числе разработчиков клиентского ПО) информации о необходимости доработки программного обеспечения, реализующего электронный документооборот по ТКС с ЭП между налогоплательщиками, специализированными операторами связи и налоговыми органами в соответствии с приказами ФНС России: от 18.01.2011 № ММВ-7-2/19; от 24.08.2011 № ММВ-7-6/515@; от 09.12.2010 № ММВ-7-8/700@; от 05.04.2010 № ММВ-7-6/773@; от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@; от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169@; от 22.08.2011 № ММВ-7-6/506@.


И.о. начальника Управления информатизации В.В. Сиделин
Комментарий эксперта

Электронный документооборот по ТКС с ЭП

Благодаря централизованному обновлению программного обеспечения налоговые органы получили возможность отправлять по каналам связи намного больше документов, чем раньше. Это будут не только акты сверки, справки о состоянии расчетов с бюджетом, ответы на запросы, но и различные документы по налоговым проверкам и взысканию недоимок: требования о представлении документов и о взыскании налогов, решения по проверкам, уведомления о вызовах в инспекцию и т.п.

В ряде случаев налогоплательщики явно выиграют от такого ускорения документооборота. Например, требование на уплату налога, отправленное почтой, считается полученным через шесть рабочих дней. И если по нему не заплатить, то через восемь рабочих дней инспекторы вправе заблокировать счет. Однако очень часто о направленном ему требовании по уплате налога или сбора налогоплательщик узнает уже после блокировки своего счета. Чаще всего это происходит из-за почтовой задержки или направления требования по юридическому адресу компании. Оказаться с заблокированным счетом весьма неприятно, а добиться его оперативной разблокировки тоже не всегда получается. Электронные требования эту проблему исключат. Вовремя узнав о требовании, налогоплательщик сможет принять оперативное решение.

Своевременная информация позволит четко контролировать законность тех или иных действий проверяющих. Кроме того, налогоплательщик сможет использовать эти данные при обжаловании решений по итогам проверок.

Однако бывают ситуации, когда быстрое получение документов невыгодно налогоплательщику. Например, решение о привлечении к ответственности вступает в силу через 10 рабочих дней после вручения, а если документ идет по почте, это дает дополнительную отсрочку в шесть рабочих дней. Её можно использовать, например, для более качественной подготовки апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение.

Аналогичная ситуация с требованием о представлении документов. Часто выделенных налоговой инспекцией на представление документов дней предприятию не хватает в виду их большого объема. Удовлетворять просьбу о продлении - это право, а не обязанность налоговой инспекции. Поэтому дополнительная отсрочка без всякого согласования тут тоже явно не помешает.

Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) оставляет за налоговыми органами возможность выбирать – высылать свои документы на бумаге или по интернету.

Днем получения электронного документа считается дата, когда компания отправила квитанцию о его приеме. Если в течение одного рабочего дня после получения документа компания квитанцию не отсылает, инспекторы пошлют его обычной почтой и будут отсчитывать сроки, установленные в НК РФ для почтовых отправлений.

Поэтому, когда налогоплательщик считает для себя невыгодным фиксацию факта получения им электронного документа, он может просто не отправлять квитанцию о приеме этого документа. Никакого наказания за это НК РФ не предусматривает.

Аудитор З.Т. Успенский

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта