Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Федеральной налоговой службы
№КВ-3-17/12899@ от 18.11.2022

О применении законодательства о валютном регулировании и валютном контроле

Федеральная налоговая служба, рассмотрев в части имеющейся компетенции обращение ПАО, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 6.3. Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, ФНС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.

При этом ФНС России не наделена правом толкования норм законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.

Вместе с тем считаем возможным сообщить следующее.

Согласно подпункту 5.1.3 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2021 № 636, контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений осуществляет ФТС России.

Учитывая изложенное, рекомендуем также обратиться в указанное ведомство.

В части имеющейся у ФНС России компетенции.

Требование о репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках валютной выручки, причитающейся за оказанные нерезидентам услуги, в настоящее время не применяется1.

В соответствии с положениями части 4 статьи 24 Федерального закона № 173-ФЗ2 исполнение обязательств по таким экспортным контрактам возможно любым разрешенным законодательством Российской Федерации способом.

Таким образом, в указанном в обращении случае ПАО по внешнеторговым договорам оказания услуг вправе осуществить зачет своих требований к нерезиденту и обязательств перед ним (статья 410 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)), а также переуступить с дисконтом права (требования) по ним (пункт 1 статьи 382 ГК РФ).

В отношении зачисления на счет в зарубежном банке денежных средств от продажи дочерней компании.

Статьей 12 Федерального закона № 173-ФЗ установлен перечень разрешенных случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации.

Зачисление средств, полученных от продажи компании на счета (вклады) юридического лица - резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не входит в перечень случаев, предусмотренных статьей 12 Федерального закона № 173-ФЗ.

Вместе с тем, если зачисление денежных средств на зарубежный счет в нарушение валютного законодательства совершено резидентом в период с 23.02.2022 по 31.12.2022 вследствие недружественных действий иностранных государств, административная ответственность к такому резиденту не применяется в соответствии с примечанием 10 к статье 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В иных случаях применяются общие положения КоАП РФ (статьи 1.5, 2.1 КоАП РФ), в соответствии с которыми при привлечении лица к административной ответственности обязательно выясняется его вина в совершении правонарушения.

В этой связи рассмотрению подлежат все обстоятельства, которыми руководствовался резидент при принятии решения о зачислении денежных средств на свой счет в зарубежном банке, в том числе особенности национального законодательства страны нахождения продаваемой компании заключающиеся в требовании зачислить средства резидента от ее продажи на специальный счет в зарубежном банке.

Пунктом 2 Указа № 4303 Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации предоставлено право вводить ограничения на зачисление резидентами иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации банках.

Учитывая изложенное, по вопросам получения разрешений на проведение подобных операций рекомендуем обратиться в Минфин России.

Настоящее разъяснение (письмо) не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования валютных отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует резидентам (нерезидентам) руководствоваться нормами валютного законодательства Российской Федерации в понимании, отличном от положений настоящего письма.

------------------------------

1 Федеральный закон от 28.06.2021 № 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

2 Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»


В.Г. Колесников
Комментарий эксперта

О применении законодательства о валютном регулировании и валютном контроле

ФНС России в письме от 18.11.2022 г. № КВ-3-17/12899@ разъяснила о применении законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.

Репатриация резидентами иностранной валюты в России

В статье 19 Ф...

Эксперт «НА» Е.Чимидова

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x