Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа
№Ф06-20925/22 от 10.08.2022

Об обязании налоговиков зачесть переплату по НДС в доход федерального бюджета

Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Закировой И.Ш., Хабибуллина Л.Ф.,

при участии представителей:

заявителя - Шарафуллиной Л.В. (доверенность от 23.03.2022 № 442/11),

в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Астраханcкой области"

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 03.03.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2022

по делу № А06-6066/2021

по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Астраханcкой области" (ОГРН 1123015002110, ИНН 3015096808, г. Астрахань) о признании незаконными действий, признании недействительными ненормативных актов Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области (ОГРН 1043000717825, ИНН 3015067282, г. Астрахань), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Астраханской области (ОГРН 1043002623399, ИНН 3006006822, г. Астрахань, дата прекращения деятельности: 28.03.2022),

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное казенное учреждение "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Астраханcкой области" (далее - ФГКУ "ОВО ВНГ России по Астраханской области", Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным действия заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области (далее - УФНС России по Астраханской области, Управление) советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Зайцевой Т.А.; об отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Астраханской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 1 по Астраханской области, инспекция, налоговый орган) от 29.03.2021 № 4476 об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), обязании Межрайонной ИФНС России № 1 по Астраханской области зачесть переплату ФГКУ "ОВО ВНГ России по Астраханской области" по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 67 947 руб. 94 коп., в том числе переплату пени в сумме 923 руб. 36 коп., в доход федерального бюджета.

До рассмотрения спора по существу Учреждение в порядке статьи 49 АПК РФ отказалось от требований о признании незаконными действий заместителя руководителя УФНС России по Астраханской области советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Зайцевой Т.А., признании незаконным решения УФНС России по Астраханской области от 03.06.2021 № 123-Н.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 03.03.2022 по делу № А06-6066/2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2022, производство по делу в части требований о признании незаконными действий заместителя руководителя УФНС России по Астраханской области советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Зайцевой Т.А., признании незаконным решения УФНС России по Астраханской области от 03.06.2021 №123-Н прекращено, в удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.

В порядке процессуального правопреемства произведена замена заинтересованного лица по делу - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Астраханской области (ОГРН 1043002623399, ИНН 3006006822) на её правопреемника - Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области (ОГРН 1043000717825, ИНН 3015067282).

В кассационной жалобе Федеральное государственное казенное учреждение "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Астраханcкой области" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно приказу Федеральной налоговой службы от 15.12.2021 № ЕД-7-4/1081 Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Астраханской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Астраханской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Астраханской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области реорганизованы путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Астраханской области.

В Единый государственный реестр юридических лиц 28.03.2022 внесена запись о прекращении деятельности юридического лица путём реорганизации в форме присоединения.

ФГКУ "ОВО ВНГ России по Астраханской области" с 14.10.2016 состояло на учете в Межрайонной ИФНС России № 1 по Астраханской области.

Согласно акту сверки по налогам, сборам, пени и штрафам от 20.02.2021 № 2021-14875 у заявителя по состоянию на 31.12.2020 имелась переплата по налогам, пени и страховым взносам в общей сумме 3 668 174 руб. 48 коп.

Учреждение направило в Межрайонную ИФНС России № 1 по Астраханской области письмо от 23.03.2021 № 442/26-631, в котором просило обнулить переплату по НДС в размере 67 947 руб. 94 коп., в том числе по налогу в сумме 67 024 руб., по пени в сумме 923 руб. 36 коп., поскольку заявитель не является плательщиком НДС.

Решением от 29.03.2021 № 4476 инспекция отказала Учреждению в зачете переплаты по налогам (сборам).

Решением Управления от 03.06.2021 № 123-Н жалоба ГКУ "ОВО ВНГ России по Астраханской области" оставлена без удовлетворения.

Учреждение оспорило решение инспекции от 29.03.2021 № 4476 в судебном порядке.

Cуды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, при этом руководствовались следующим.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 32 НК РФ.

Излишне уплаченный налог подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 6 статьи 78 НК РФ). Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога должно быть принято налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (пункт 8 статьи 78 НК РФ).

По общему правилу, установленному пунктом 9 статьи 78 НК РФ, возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7 статьи 78 НК РФ).

В то же время данная норма применительно к пункту 3 статьи 79 НК РФ не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне взысканного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.

Судами установлено, что ФГКУ "ОВО ВНГ России по Астраханской области" создано 03.07.2012 путем реорганизации в форме слияния и поставлено на учет в ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани.

Согласно представленной в дело справке налогового органа по состоянию на 03.12.2012 у ФГКУ "ОВО ВНГ России по Астраханской области" имелась переплата по НДС в размере 67 024 руб. 58 коп. и пени - 923 руб. 36 коп.

ФГКУ "ОВО ВНГ России по Астраханской области" направило в Межрайонную ИФНС России № 1 по Астраханской области письмо от 23.03.2021 № 442/26-631, в котором просило обнулить переплату по НДС в размере 67 947 руб. 94 коп., в том числе по налогу в сумме 67 024 руб., по пени в сумме 923 руб. 36 коп., поскольку заявитель не является плательщиком НДС.

Решением от 29.03.2021 № 4476 инспекция отказала Учреждению, указав, что списание переплаты невозможно, так как законодательство о налогах и сборах Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих основания для списания излишне уплаченных сумм платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

Заявляя в рамках настоящего дела требование об отмене решения инспекции от 29.03.2021 № 4476, общество также просило суд об обязании налогового органа зачесть переплату ФГКУ "ОВО ВНГ России по Астраханской области" по НДС в сумме 67 947 руб. 94 коп., в том числе переплату пени в сумме 923 руб.36 коп., в доход федерального бюджета.

Суды признали, что заявитель не просил налоговый орган и суд произвести ему возврат или зачет числящейся за ним переплаты по НДС. Учреждение считает, что оно не является плательщиком НДС, у него отсутствует переплата по НДС и фактически просит списать данную сумму в доход федерального бюджета.

В отношении требования заявителя о списании налоговыми органами излишне уплаченных сумм налогов суды отметили, что отказ в списании переплаты по налогу, в отношении которой истек срок исковой давности, не приводит к нарушению его прав и законных интересов заявителя. Какие-либо негативные последствия для налогоплательщика отсутствуют.

Согласно пункту 1 статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Принцип самостоятельности исчисления налога основан на предусмотренной подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ обязанности налогоплательщика вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Следовательно, несообщение инспекцией налогоплательщику о наличии у него переплаты по налогам не означает, что сам налогоплательщик не должен был знать о состоянии его расчетов с бюджетом. Доказательств наличия объективных препятствий для обращения с соответствующим заявлением в отношении излишне уплаченных сумм налогов в пределах установленного законом срока материалы дела не содержат.

Факт составления по инициативе налогоплательщика акта сверки, равно как и факт вынесения оспариваемого решения сами по себе являются субъективными факторами, которые не могут приниматься во внимание в целях определения момента обнаружения переплаты именно налогоплательщиком.

На основании изложенного, вывод судов о пропуске трехлетнего срока на обращение в арбитражный суд являются законными и обоснованными.

Выводы судов соответствуют материалам дела, сделаны при правильном применении норм материального права. Доводы кассатора не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, а фактически выражают несогласие с ними и повторяют позицию заявителя, изложенную в судах нижестоящих инстанций, в связи с этим подлежат отклонению.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 03.03.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2022 по делу № А06-6066/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председательствующий судья А.Н. Ольховиков


Судьи И.Ш. Закирова Л.Ф. Хабибуллин
Комментарий эксперта

Об обязании налоговиков зачесть переплату по НДС в доход федерального бюджета

Первые судебные инстанции не отменили решение МИФНС об отказе учреждению в зачете налоговой переплаты. И АС Поволжского округа в Постановлении от 10.08.2022 № Ф06-20925/2022 с «младшими» коллегами согласился. Дело в том, что учреждение пропустило трехлетний срок на обращение в суд. Объективных препятствий для своевременной подачи соответствующего заявления в отношении излишне уплаченных сумм налога не усматривается....

А.В. Веселов, аудитор, к.э.н.

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта