Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-14/71032 от 22.07.2022
О предложениях по снижению ставки НДС и применению опыта КНР
В связи с обращением о снижении ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) Департамент налоговой политики сообщает.
Практика применения НДС показывает, что снижение налоговой ставки указанного налога не гарантирует уменьшение стоимости товаров (работ, услуг). В условиях рыночных отношений ценообразование зависит в основном от спроса и предложения на товары (работы, услуги), поэтому предлагаемая мера по снижению ставки НДС не будет способствовать снижению стоимости товаров (работ, услуг).
При этом необходимо учитывать, что НДС является одним из основных налоговых источников доходов федерального бюджета. Поступления от НДС составили более трети доходов федерального бюджета.
Снижение налоговой ставки НДС приведет к существенному сокращению доходов федерального бюджета, что в настоящее время, когда расходы федерального бюджета существенно возрастают, не может быть поддержано.
Кроме того, одним из основных направлений налоговой политики является стабильность налоговой системы, неотъемлемой частью которой является НДС. Поэтому, например, снижение ставки данного налога, то есть существенное изменение действующей системы косвенного налогообложения, может негативно отразиться на состоянии экономики в целом и участниках налоговых отношений.
В связи с этим предложение, содержащееся в обращении, не поддерживается.
По вопросу о применении опыта Китайской Народной Республики (КНР) сообщаем.
В КНР применяется несколько ставок НДС: 0, 3, 6, 9, 13 процентов.
Экономика КНР является высокодиверсифицированной, и соответствующая ей система налогообложения НДС направлена на поощрение производства товаров высокой степени переработки через повышенное налогообложение сырьевых товаров и ускоренное принятие или повышенное принятие к вычету сумм НДС, предъявленных поставщиками товаров (работ, услуг).
В настоящее время в соответствии со статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации ставка НДС составляет 20 процентов. При этом действующим законодательством по НДС предусмотрены пониженная ставка данного налога в размере 10 процентов на отдельные социально значимые товары, в том числе продовольственные и медицинские товары, товары для детей, а также освобождение товаров (работ, услуг) социального характера.
В целях поддержки экспорта товаров, произведенных в Российской Федерации, а также наиболее значимых отраслей экономики применяется ставка НДС в размере 0 процентов. Это способствует поддержанию и росту производства внутри страны, создает дополнительные рабочие места, увеличивает налоговую базу по другим налогам и взносам, поступающим в бюджеты различных уровней.
При этом налогоплательщики вправе уменьшить сумму НДС, исчисленную при реализации товаров (работ, услуг), на налоговые вычеты (суммы НДС, предъявленные им при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для осуществления налогооблагаемых операций).
Вместе с тем действующая система налогообложения НДС в Российской Федерации, согласно которой при экспорте сырьевых товаров налогоплательщик приобретает право на налоговые вычеты только после представления в налоговый орган подтверждающих документов, а налогоплательщик, экспортирующий несырьевые товары, имеет право на принятие к вычету НДС, предъявленного при приобретении товаров (работ, услуг) на момент принятия их к учету, в целом методологически, учитывая меньший размер экономики Российской Федерации, соответствует системе налогообложения НДС, принятой в КНР.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»