Решение Федеральной налоговой службы
№ СА-4-9/13130@ от 04.07.2019
Федеральной налоговой службой получена жалоба Х (далее - Общество, Заявитель, Налогоплательщик) на бездействие территориального налогового органа.
В указанной жалобе Заявитель сообщает, что в связи с частичной отменой УФНС решения Инспекции от 16.03.2018 Общество 17.04.2019 обратилось в налоговый орган с просьбой представить уточненное требование. Однако Заявителю вместо требования направлено информационное письмо от 16.05.2019, в котором сообщено, что уточненное требование не может быть выдано, поскольку обязанность по уплате налога и сбора у Общества не изменилась. При этом Налогоплательщик сообщает, что решением Управления от 28.03.2019 решение Инспекции частично отменено, в связи с чем задолженность по налогам, пени и штрафам уменьшилась, а также изменился срок уплаты.
Заявитель, ссылаясь на положения статьи 71 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), сообщает, что если после направления требования обязанность налогоплательщика по уплате задолженности изменилась, то налоговый орган направляет ему уточненное требование с новым сроком исполнения, при этом первоначальное требование отзывается. Указанное, по мнению Заявителя, следует из формы требования, утвержденной Приложением № 2 к приказу от 03.10.2012 № ММВ-7-8/662@. При этом Налогоплательщик полагает, что согласно статье 69 НК РФ исполнить уточненное требование налогоплательщик должен в течение восьми рабочих дней с момента его получения, если более продолжительный срок не установлен в самом требовании. По мнению Заявителя, сроки принудительного взыскания налоговой задолженности в этом случае рассчитываются после истечения срока добровольного исполнения уточненного требования. В этой связи Общество считает письмо территориального налогового органа от 16.05.2019 незаконным.
Общество отмечает, что после вынесения Управлением решения от 28.03.2019 прошло 3 месяца, а уточненное требование Инспекцией Заявителю не представлено. В этой связи у Заявителя отсутствует информация о сумме задолженности с учетом частичной отмены Управлением решения Инспекции, а также о сроках исполнения требования. При этом Общество сообщает, что направленная 21.05.2019 в Управление жалоба оставлена без удовлетворения.
Учитывая изложенное, Заявитель просит признать незаконным бездействие Инспекции по ненаправлению Налогоплательщику уточненного требования, а также обязать налоговый орган представить Обществу требование с учетом частичной отмены Управлением решения Инспекции от 16.03.2018.
Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Общества от 11.06.2019, с учетом материалов, представленных Управлением, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Абзацем 1 пункта 4 статьи 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
В соответствии с абзацем 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно абзацу 2 пункта 6 статьи 69 НК РФ форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Статьей 71 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора или плательщика страховых взносов по уплате налога, сбора или страховых взносов изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Согласно пункту 2 статьи 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 НК РФ.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса.
Абзацем 2 пункта 1 статьи 47 НК РФ установлено, что взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных статьей 47 НК РФ.
Из материалов жалобы от 11.06.2019 следует, что Инспекцией в связи с принятием решения о ликвидации в отношении Х на основании решения Инспекции от 30.03.2017 проведена выездная налоговая проверка по всем налогам и сборам за период с 01.01.2014 по 05.12.2016. По результатам указанной выездной налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 16.03.2018 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Обществу предложено уплатить: налог на прибыль организаций в общей сумме 132 134 955 рублей; налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в общей сумме 12 287 308 рублей; пени в общей сумме 27 575 425,46 рублей, штраф в соответствии со статьями 122 и 126 НК РФ в общей сумме 53 281 233,80 рубля, всего в общей сумме 225 278 922,26 рубля.
По информации Управления в связи с неуплатой Обществом задолженности по решению от 16.03.2018 Инспекцией на основании положений статьи 69 НК РФ Обществу направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей), согласно которому Заявитель обязан в срок 30.07.2018 уплатить задолженность в общей сумме 225 278 922,26 рубля. Указанное требование направлено Инспекцией Обществу заказным письмом, которое согласно сайту ФГУП «П» вручено адресату.
Из информации Управления следует, что в связи с неуплатой Обществом задолженности по требованию Инспекцией на основании положений статьи 46 НК РФ вынесено решение от 02.08.2018 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств в общей сумме 225 278 922,26 рубля.
Вместе с тем согласно информации, представленной Управлением, Обществом в Арбитражный суд направлено заявление о признании недействительным требования и действий Инспекции по способу уведомления Заявителя об указанном требовании. Решением Арбитражного суда Обществу отказано в удовлетворении требований Общества.
По информации Управления в связи с отсутствием у Налогоплательщика открытых расчетных счетов Инспекцией в соответствии со статьей 47 НК РФ вынесено решение от 27.02.2019 и постановление от 27.02.2019 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в общей сумме 225 278 922,26 рубля. Указанное постановление направлено в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению постановлений налоговых органов Управления Федеральной службы судебных приставов (далее - ССП), на основании которого ССП возбуждено исполнительное производство. При этом согласно информации Управления исполнительное производство в отношении Общества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» 18.03.2019 окончено в связи с процедурой ликвидации должника-организации, а исполнительный документ направлен в ликвидационную комиссию. При этом по решению Инспекции от 16.03.2018 уплата отсутствует.
Вместе с тем Обществом в Управление направлена жалоба от 24.01.2019, в которой Заявитель выражает несогласие с решением Инспекции от 16.03.2018 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. По результатам рассмотрения указанной жалобы Управлением вынесено решение от 28.03.2019, которым данная жалоба Заявителя частично удовлетворена, решение Инспекции от 16.03.2018 отменено в части доначисления НДС в общей сумме 12 287 308 рублей, начисления пени и штрафа в соответствующих суммах по указанному налогу. В остальной части указанное решение Инспекции оставлено без удовлетворения.
Кроме того, из материалов жалобы следует, что в Управление поступила жалоба Общества от 21.05.2019, в том числе с доводами, аналогичными изложенным в жалобе от 11.06.2019. По результатам рассмотрения указанной жалобы Управлением вынесено решение от 11.06.2019, которым жалоба Заявителя от 21.05.2019 оставлена без удовлетворения.
В указанном решении Управлением сообщено о проведенной выездной налоговой проверке в отношении Общества, о направленном Инспекцией требовании, о принятых налоговым органом мерах принудительного взыскания в соответствии со статьей 46 и 47 НК РФ, о возбуждении исполнительного производства и его окончании. При этом на довод Заявителя о наличии у Инспекции с учетом решения Управления от 28.03.2019 оснований для направления ему уточненного требования Управление, ссылаясь на статьи 71 и 44 НК РФ, сообщило, что налоговый орган обязан направить уточненное требование в случае, если обязанность налогоплательщика по уплате налога, сбора или страховых взносов изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа, при этом обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. В этой связи Управлением отмечено, что направление налогоплательщику уточненного требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа на основании решения вышестоящего налогового органа или суда о признании частично недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности НК РФ не предусмотрено. При таких обстоятельствах Управление отметило, что основания для направления уточненного требования Обществу в рассматриваемой ситуации у Инспекции отсутствуют. Кроме того, Управлением сообщено, что Инспекция письмом от 16.05.2019 сообщила Заявителю об отсутствии оснований для направления уточненного требования Налогоплательщика, а также проинформировала Общество о размере его задолженности по налогам, пени и штрафам по состоянию на 16.05.2019 с учетом решения Управления от 28.03.2019.
Вместе с тем Федеральная налоговая служба отмечает, что в случае, если решение территориального налогового органа частично отменено вступившим в силу решением вышестоящего налогового органа и изменена сумма, которую должен уплатить налогоплательщик, это не свидетельствует об изменении обязанности по уплате налога или сбора и основания для выставления уточненного требования отсутствуют. При этом НК РФ не предусмотрено изменение обязанности налогоплательщика по уплате налога на основании вступившего в силу решения вышестоящего налогового органа. В этой связи Инспекция не обязана направлять Заявителю уточненное требование об уплате налога (сбора, пени, штрафа).
Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба, руководствуясь статьей 140 НК РФ, оставляет жалобу Общества от 11.06.2019 без удовлетворения.
ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА, ВЫНЕСШЕГО РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»