Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ
№ 17-3/В-156 от 01.04.2015
О документальном подтверждении расходов при направлении в однодневные командировки
Вопрос:
О документальном подтверждении расходов работников организации при направлении в однодневные командировки для целей страховых взносов.
Ответ:
Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение по вопросу документального подтверждения расходов работников организации при направлении в однодневные командировки и сообщает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, перечислены в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ, и их перечень является исчерпывающим.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации, не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно и другие, перечисленные в названной части, расходы на командировки работников.
Пунктом 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 749 (далее - Положение), определено, что при командировках в местность, откуда работник исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются.
Таким образом, поскольку выплаты, связанные с командировкой, производимые работникам при однодневных командировках, суточными не являются, то оснований применять в отношении таких выплат часть 2 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ, в части их освобождения от обложения страховыми взносами, не имеется.
Полагаем, что данные выплаты должны учитываться для целей обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды исходя из их направленности и правового статуса.
В случае если данные выплаты признаются возмещением документально подтвержденных расходов, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции, то такие выплаты не облагаются страховыми взносами на основании подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ, устанавливающего, что не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Исходя из положений пункта 24 Положения возмещение иных расходов, связанных с командировками, осуществляется при представлении документов, подтверждающих эти расходы, в порядке и размерах, определяемых в соответствии со статьей 168 Трудового кодекса РФ (далее - Трудовой кодекс).
Частью первой статьи 168 Трудового кодекса предусмотрено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику, в частности, иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Как следует из части четвертой статьи 168 Трудового кодекса, порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам других, кроме указанных в частях второй и третьей данной статьи, работодателей определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, полагаем, порядок возмещения иных расходов, произведенных работником унитарного предприятия с разрешения или ведома работодателя при направлении в однодневную командировку, в том числе перечень документов, подтверждающих расходы командированного работника, и требования (форма, сведения, иное) к этим документам определяются коллективным договором или локальным нормативным актом данного унитарного предприятия.
При этом, по нашему мнению, в качестве таких документов могут быть предусмотрены, например, чеки, квитанции и счета о предоставлении услуг и работ, не содержащие информацию о получателе услуги (работы).
При отсутствии документального подтверждения целевого использования производимых работникам при однодневных командировках выплат, связанных с командировкой, теряется их непосредственно компенсационный характер и, соответственно, данные суммы подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
С учетом положений пункта 1 статьи 20.1, подпункта 2 пункта 1 и пункта 2 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» аналогичный подход следует применять и в отношении обложения тех или иных выплат страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»