Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-11-11/29241 от 24.07.2013

О применении ЕНВД и УСН в отношении нескольких магазинов

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <…> сообщает, что исходя из подпункта 2 пункта 1 и пункта 3 статьи 21, а также пункта 2 статьи 24 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) право получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах предоставлено налогоплательщикам, плательщикам сборов (ст. 19 Кодекса) и налоговым агентам (п. 1 ст. 24 Кодекса).

Письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах Минфином России предоставляются организациям и (или) индивидуальным предпринимателям только в связи с выполнением ими обязанностей соответственно налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.

Одновременно следует отметить, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса, в том числе в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту розничной торговли (подп. 6 п. 2 ст. 346.26 Кодекса).

Пунктом 1 ст. 83 Кодекса установлено, что организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.

На основании пункта 2 статьи 346.28 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю через магазины и павильоны, и изъявившие желание перейти на уплату единого налога на вмененный доход, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в налоговом органе по месту осуществления указанной предпринимательской деятельности.

При этом постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на нескольких внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых действуют несколько налоговых органов, осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход.

Таким образом, в случае осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, в том числе розничной торговли через магазины, на нескольких внутригородских территориях г. Санкт-Петербурга, подведомственных разным налоговым инспекциям, на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход хозяйствующий субъект вправе встать и, соответственно, представлять налоговую декларацию и уплачивать налог в налоговый орган, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет.

Соответственно, вставать на учет в каждом из налоговых органов в данной ситуации не требуется.

Кроме того, обращаем внимание, что в отличие от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется не в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, а в отношении всей деятельности организации или индивидуального предпринимателя в целом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В то же время, согласно пункту 4 статьи 346.12 Кодекса, организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.3 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.

В отношении одного и того же вида предпринимательской деятельности (например, розничной торговли через магазины с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту торговли), осуществляемого на территории одного муниципального района или на территории нескольких районов одного городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и упрощенная система налогообложения одновременно применяться не могут.

Также доводим до сведения, что согласно Положению о Министерстве финансов РФ, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, и Регламенту Минфина России, утвержденному приказом Минфина России от 15.06.2012 № 82н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России.

При этом в соответствии с Положением и Регламентом, обращения граждан и организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в департаменте не рассматриваются.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в т. ч. в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

В свою очередь, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в т. ч. в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В. Разгулин
Комментарий эксперта

О применении ЕНВД в отношении нескольких магазинов

Специалисты Минфина России пояснили, что нельзя одновременно применять УСН и ЕНВД в отношении одного и того же вида предпринимательской деятельности на территории одного муниципального района или нескольких районов одного городского окру�...

Эксперт «НА» Е.П. Ирхина

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x