Письмо Министерства финансов РФ
№03-11-11/31 от 25.01.2013
О порядке налогообложения предпринимательской деятельности в сфере оказания парикмахерских услуг
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <...> по вопросу о порядке налогообложения предпринимательской деятельности в сфере оказания парикмахерских услуг <...>, сообщает следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности переводится предпринимательская деятельность в сфере оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.
К бытовым услугам согласно статье 346.27 Кодекса относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов.
С 1 апреля 2011 года в Общероссийский классификатор услуг населению, утвержденный постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163 (далее - ОКУН), приказом Росстандарта от 23.12.2010 № 1072-ст был внесен ряд изменений и поправок, в частности, в раздел 010000 "Бытовые услуги".
Так, наименование вида бытовых услуг по коду 019300 "Услуги парикмахерских" с 1 апреля 2011 года заменено на "Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения".
В то же время следует отметить, что с 1 августа 2010 года действуют Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.2.2631-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги" (далее - Санитарные правила), которые утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 № 59.
В соответствии с пунктом 2.1 указанных Санитарных правил организации коммунально-бытового назначения, оказывающие парикмахерские и косметические услуги, могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям (в составе предприятий бытового обслуживания и общественных торговых центров, центров красоты и здоровья, бань, гостиниц и других общественных зданий).
Допускается размещение организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, на первых этажах жилых зданий при наличии изолированного входа от жилой части и автономной системы вентиляции, в подвальных и цокольных этажах зданий, в торговых центрах и комплексах без естественного освещения при условии соблюдения гигиенических требований к воздухообмену помещений и параметров микроклимата, использования ламп дневного света с улучшенной цветопередачей и выполнения мероприятий, предусмотренных гигиеническими требованиями к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту.
Данные положения Санитарных правил, а также отсутствие классификации организаций коммунально-бытового назначения в действующем законодательстве позволяют сделать вывод, что каких-либо конкретных критериев (признаков) отнесения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере оказания парикмахерских и косметических услуг, к указанному типу организаций не предусмотрено.
Учитывая изложенное, предпринимательскую деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, связанную с оказанием парикмахерских и косметических услуг, предусмотренных по коду 019300 ОКУН - "Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения", независимо от того, относятся такие хозяйствующие субъекты к организациям коммунально-бытового назначения или нет, в целях применения главы 26.3 Кодекса следует относить к предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг, которая, соответственно, подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Кроме того, согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 346.43 главы 26.5 "Патентная система налогообложения" Кодекса индивидуальные предприниматели, оказывающие парикмахерские и косметические услуги, вправе применять патентную систему налогообложения.
Одновременно обращаем внимание, что согласно пункту 1 статьи 346.28 Кодекса (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 № 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") организации и индивидуальные предприниматели переходят с 1 января 2013 года на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в добровольном порядке.
Таким образом, с 1 января 2013 года индивидуальный предприниматель может самостоятельно выбирать режим налогообложения в отношении осуществляемых им видов предпринимательской деятельности: систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, упрощенную систему налогообложения или патентную систему налогообложения.
Также сообщаем, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, и Регламенту Минфина России, утвержденному приказом Минфина России от 15.06.2012 № 82н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России.
При этом в соответствии с Положением и Регламентом, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»