Письмо Федеральной налоговой службы
№СА-4-7/13101 от 07.08.2012

Госрегистрация юрлиц при их ликвидации

Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их ликвидации, регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников).

В пунктах 1 и 2 статьи 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.

Статьей 63 ГК РФ установлен порядок ликвидации юридического лица.

Пунктом 1 статьи 63 ГК РФ установлено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Таким образом, если организация в установленном порядке уведомила налоговый орган о начале процедуры ликвидации, а налоговый орган какие-либо требования об уплате налогов и сборов не предъявлял, то организация может продолжать процедуру ликвидации на общих основаниях. В частности, в соответствии с пунктом 5 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица.

Согласно требованиям пункта 1 статьи 21 Закона №129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1–8 пункта 2 статьи 6 и пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

При этом согласно Постановлению Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.07.2008 № Ф04-4604/2008(8853-А70-37), осуществление государственной регистрации ликвидации юридического лица невозможно без соблюдения достоверности сведений о порядке ликвидации.

Арбитражный суд указал, что принцип достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных при государственной регистрации ликвидации юридического лица, должен распространяться в том числе и на ликвидационный баланс.

В пункте 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, в частности в подпункте «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ содержится такое основание для отказа в государственной регистрации, как непредставление заявителем определенных Законом № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.

При этом из содержания подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ не представляется возможным определить, будет ли ликвидационный баланс, представленный для государственной регистрации ликвидации юридического лица и содержащий недостоверные сведения, считаться непредставленным.

Так, Федеральный Арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 23.11.2010 № Ф09-9690/10-С4 согласился с выводом суда первой инстанции о том, что ликвидационный баланс, содержащий недостоверные сведения, обоснованно расценен регистрирующим органом как непредставленный.

Федеральный Арбитражный суд Центрального округа в Постановлении от 27.10.2010 по делу № А54-154/2010 при схожих обстоятельствах согласился с выводом суда первой инстанции о том, что представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения, в силу прямого указания подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ, является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в Постановлениях от 07.12.2010 №, от 22.10.2010 № 07АП-8759/10 также сделал вывод, что ликвидационный баланс при регистрации ликвидации юридического лица считается непредставленным (отсутствующим), если содержащиеся в нем сведения являются недостоверными.

Схожий вывод усматривается также в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2010 № 09АП-16906/2010, Постановлении Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 29 апреля 2011 г. № Ф09-2285/11-С4.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, ФНС России считает, что в случае представления для государственной регистрации ликвидации юридического лица ликвидационного баланса за 2009 год, который не характеризует фактическое финансовое положение организации на дату подачи заявления о прекращении деятельности и не идентичен финансовому положению на вышеуказанную дату, то данный ликвидационный баланс содержит недостоверные финансовые сведения юридического лица.

Следовательно, у регистрирующего органа имеются основания для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица вследствие того, что на государственную регистрацию не были представлены все необходимые и достаточные документы, предусмотренные действующим законодательством, а именно, что не был представлен надлежащий и достоверный ликвидационный баланс.

Кроме того, должностное лицо, ответственное за представление данного баланса на государственную регистрацию, может быть привлечено регистрирующим органом к административной ответственности в соответствии с частью 3 либо 4 статьи 14.25 КоАП РФ.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 48 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона о бухгалтерском учете организации обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, организация, находящаяся в процессе ликвидации, обязана составлять и представлять бухгалтерскую отчетность в общем порядке.

Кроме того, после окончания срока для предъявления требований кредиторами (пункт 1 статьи 63 ГК РФ) составляется промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечне требований кредиторов и результаты их рассмотрения. Составленный баланс утверждает орган, принявший решение о ликвидации (пункт 2 статьи 63 ГК РФ).

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который, как и промежуточный, должен утвердить орган, принявший решение о ликвидации (пункт 5 статьи 63 ГК РФ). Ликвидационный баланс является одним из обязательных документов, представляемых в регистрирующий орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица (пункт 1 статья 21 Закона о бухгалтерском учете).

Поскольку действующим законодательством не утверждены специальные формы промежуточного и ликвидационного балансов, используется бланк обычного бухгалтерского баланса, утвержденный Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н, с соответствующей пометкой («Промежуточный ликвидационный баланс» либо «Ликвидационный баланс»).

При этом обращаем внимание, что вышеуказанный Приказ признан утратившим силу в соответствии с приказом Минфина России от 22 сентября 2010 года № 108н «О признании утратившими силу приказов министерства Финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 года № 67н, от 31 декабря 2004 года № 135Н и отдельных положений приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 18 сентября 2006 года № 115Н».

Следовательно, целесообразно представлять ликвидационный баланс, используя бланк обычного бухгалтерского баланса, утвержденный Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».


Действительный государственный советник Российской Федерации III класса С.А. Аракелов

Вы на сайте электронной версии журнала Нормативные акты для бухгалтера

Здесь ежедневно появляются свежие нормативные документы и комментарии экспертов к ним. Чтобы получить полный доступ к журналу, вам необходимо оформить подписку на 1 месяц, на 3 месяца или на 6 месяцев.

Оформить подписку

Увеличить шрифт

A+

25 июня

Сегодня для бухгалтера

5 новых документов

Календарь публикаций

Июнь 2025

ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456

В ближайшее время
вступают в силу

Связаться с нами

или закажите обратный звонок.

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x