Письмо Федеральной антимонопольной службы
№АЦ/23679 от 25.07.2012
Об отнесении к рекламе анонсов и логотипов газеты
В соответствии с пунктом 26 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2012 году, утвержденного приказом ФАС России от 21.03.2012 № 183, ФАС России направляет разъяснения об отнесении к рекламе информации о планируемых публикациях (анонсы), логотипа печатного издания (издателя, учредителя) и информации о данном печатном издании.
Статья 3 Федерального закона "О рекламе" определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования (товару, средству индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовителю или продавцу товара, результатам интеллектуальной деятельности либо мероприятию), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
При этом согласно части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный Закон не распространяется, в частности, на:
- информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;
- справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
- информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;
- любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару.
Информация о планируемых публикациях (анонсах), размещенная в средстве массовой информации, в котором и планируется опубликование впоследствии заявленного в анонсе материала, или освещающая какие-либо вопросы, связанные с изданием или реализацией такого средства массовой информации (например, о сроках подписной кампании или о местах реализации газеты, журнала), по мнению ФАС России, должна относиться к справочно-информационным материалам, поскольку по своей сути не направлена на формирование интереса к какому-либо объекту рекламирования, однако носит информационный характер о содержании последующих выпусков средства массовой информации или о самом таком издании. Соответственно, такая информация не подпадает под понятие рекламы, и на нее положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются.
Согласно статье 27 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения:
1) наименование (название) издания;
2) учредитель (соучредители);
3) фамилия, инициалы главного редактора;
4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет - также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое);
5) индекс - для изданий, распространяемых через предприятия связи;
6) тираж;
7) цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно";
8) адреса редакции, издателя, типографии.
Таким образом, указание наименования (названия) печатного издания, в том числе выполненное в виде логотипа, относится к информации, размещение которой обязательно в силу закона. На такую информацию положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются.
По этим же причинам не относится к рекламе иная информация, указанная в статье 27 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»