Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
№7/12 от 19.06.2012

О взыскании недоимки по страховым взносам

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего – Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Абсалямова А.В., Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Козловой О.А., Маковской А.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Петровой С.М., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. –

рассмотрел заявление государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Иркутской области от 11.05.2011 по делу № А19-6139/2011, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.09.2011 по тому же делу.

Заслушав и обсудив доклад судьи Петровой С.М., Президиум установил следующее.

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (далее – фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с государственного научного учреждения «Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук» (далее – институт) недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пеней в общей сумме 601 665 рублей 74 копейки.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11.05.2011 заявленные требования удовлетворены частично: с института взыскана недоимка по страховым взносам, в удовлетворении требования о взыскании пеней отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 решение от 11.05.2011 оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 28.09.2011 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов фонд просит их отменить в части отказа в удовлетворении требования о взыскании с института пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, и принять новый судебный акт об удовлетворении требования в указанной части.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе проведения проверки расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за первое полугодие 2010 года, представленного институтом, фонд установил неуплату (неполную уплату) 505 369 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и 78 332 рублей страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В связи с неисполнением обязанности по уплате указанных страховых взносов институту начислены пени за период с 18.05.2010 по 13.10.2010.

Поскольку требование от 13.10.2010 № 04800140040718 об уплате выявленной недоимки по страховым взносам и начисленных пеней в срок, установленный для добровольной уплаты упомянутых сумм, институтом не было выполнено, фонд обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Суды установили, что в период с 12.04.2010 по 14.04.2011 операции по расходованию денежных средств с лицевого счета института были приостановлены Управлением Федерального казначейства по Иркутской области в связи с неисполнением требований исполнительных документов.

Исходя из положений пункта 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому органу Федерального казначейства предоставлено право приостанавливать осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника в случае неисполнения им требований, содержащихся в исполнительном документе, в течение трех месяцев со дня поступления названного документа в орган Федерального казначейства, суды пришли к выводу об отсутствии у института реальной возможности самостоятельно и своевременно погасить задолженность по уплате страховых взносов и признали необоснованным начисление институту пеней за весь период действия приостановления.

Однако суды не учли следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) не начисляются пени на сумму недоимки, которую плательщик страховых взносов не мог погасить в силу того, что по решению суда были приостановлены операции плательщика страховых взносов в банке или наложен арест на имущество плательщика страховых взносов. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.

Данной правовой нормой только решение суда о приостановлении операций в банке или наложение ареста на имущество судом позволяет освободить плательщика страховых взносов от начисления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов. Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

В материалах дела имеется письмо Управления Федерального казначейства по Иркутской области от 25.04.2011, содержащее сведения о приостановлении и возобновлении операций по расходованию денежных средств с лицевого счета института за период с 01.04.2010 по 14.04.2011.

Упомянутые операции приостановлены в соответствии с пунктом 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации вследствие неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, а также в соответствии с пунктом 3 данной статьи ввиду непредставления должником в орган

Федерального казначейства информации об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы по исполнительному документу.

Иных оснований для приостановления операций по расходованию денежных средств с лицевого счета института в материалах дела не содержится.

Из буквального толкования части 4 статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ следует, что факт приостановления органом Федерального казначейства операций по расходованию денежных средств института не является обстоятельством, исключающим возможность начисления пеней за неисполнение обязательств по уплате страховых взносов, поскольку в материалах дела нет документов, подтверждающих факт приостановления указанных операций по решению суда, основания для применения положений части 4 названной статьи у судов отсутствовали.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Иркутской области от 11.05.2011 по делу № А19-6139/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 и постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.09.2011 по тому же делу в части отказа в удовлетворении требования государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области о взыскании с государственного научного учреждения «Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук» 17 964 рублей 74 копеек пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 18.05.2010 по 13.10.2010, отменить.

Требование государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области в указанной части удовлетворить.

Взыскать с государственного научного учреждения «Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук» 17 964 рубля 74 копейки пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 18.05.2010 по 13.10.2010.

В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.


Председательствующий А.А. Иванов

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта