Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-01-15/4-102 от 23.05.2012

Наличные расчеты без применения ККТ

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <...> по вопросу применения бланков строгой отчетности организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги фитнес-центров, сообщает.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, которым установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков (далее - Положение).

Реквизиты, которые должен содержать соответствующий документ, приведены в пункте 3 Положения.

Принадлежность к услугам, предоставляемым населению предприятиями и организациями, определяет Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163.

Согласно ОКУН услуги фитнес-центров (код 072118) относятся к подгруппе "Предоставление объектов физической культуры и спорта" (код 072100) и включены в группу "Услуги физической культуры и спорта" (код 070000).

В связи с изложенным организации и индивидуальные предприниматели при оказании населению услуг фитнес-центров вправе при осуществлении наличных денежных расчетов не применять контрольно-кассовую технику, а использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные пунктом 3 Положения.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от позиции, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Р.А.СААКЯН
Комментарий эксперта

О применении бланков строгой отчетности фитнес-центрами

В письме рассматривается возможность применения бланков строгой отчетности при наличных денежных расчетах без использования контрольно-кассовой техники фирмами и предпринимателями, оказывающими услуги фитнес-центров населению.

Специалисты финансового министерства разъяснили, что при оказании подобных услуг населению можно использовать бланки строгой отчетности (БСО) без применения контрольно-кассовой техники. Разрешается использовать самостоятельно разработанный БСО, который отвечает требованиям пункта 3 Положения «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (утверждено постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359).

Кроме этого, пунктом 4 Положения установлено, что бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем. Бланк, изготовленный типографским способом, должен содержать сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа, год его выполнения, тираж).

Из данной нормы следует, что изготовление документа строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, на компьютере и принтере без обращения в типографию неправомерно, поскольку он не будет отвечать указанным выше требованиям. Следовательно, просто напечатать БСО в офисе непосредственно во время наличного расчета не получится. Поэтому чтобы выдавать документ о получении денег за услуги, необходимо заранее обзавестись типографскими бланками (письмо Минфина России от 03.02.2009 № 03-01-15/1-43).

Типографские БСО

Разработанная самостоятельно форма БСО по внешнему виду может быть в свободном стиле. Разрешено использовать различные цвета и виды шрифтов, отражать какие-либо дополнительные реквизиты, указывающие на специфику оказываемых услуг. Главное, чтобы бланк отвечал установленным требованиям. А именно содержал следующие реквизиты:

а) наименование документа, шестизначный номер и серия;

б) наименование и организационно-правовая форма - для организации; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;

в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);

г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

д) вид услуги;

е) стоимость услуги в денежном выражении;

ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

з) дата осуществления расчета и составления документа;

и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

Также важно учитывать, чтобы при заполнении бланка была возможность одновременно заполнить как минимум одну копию и иметь отрывной корешок. Практика показывает, что лучше сразу оформлять три экземпляра — первый покупателю, второй себе, а третий в бухгалтерию или на склад.

Вместе с тем нужно отметить, что в качестве БСО не запрещается использовать снятую с регистрации в налоговом органе контрольно-кассовую технику, но чек также должен содержать перечисленную информацию. Такое мнение отражено в письме Минфина России от 10.12.2010 № 03-01-15/9-256.

Автоматизированные системы

Помимо требований к формату БСО в Положении предусмотрены определенные требования к автоматизированным системам (п. 11). В частности система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа не менее пяти лет. Должна обеспечиваться сохранность информации об уникальном номере и серии бланка.

Аналогичные, но более жесткие требования предъявляются и к контрольно-кассовой технике. Контрольные органы считают, что по своим параметрам автоматизированные системы должны отвечать требованиям, предъявляемым к ККТ (письма УФНС по г. Москве от 30.11.2009 № 17-15/126038 и Минфина России от 22.08.2008 «№ 03-01-15/10-303). Указанные системы не нужно регистрировать в налоговых органах как ККТ (письмо Минфина России от 03.06.2009 № 03-01-15/6-285).

Таким образом, в качестве автоматизированной можно применять незарегистрированную ККТ, которая отвечает требованиям пунктов 11 и 12 Положения.

Плательщик, выдающий кассовый чек, распечатанный на незарегистрированной ККТ вместо БСО, не может быть привлечен к административной ответственности за несоблюдение порядка формирования. Ответственность может наступить только за отказ в выдаче документа. Ведь нарушением части второй статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ является неприменение ККТ теми предпринимателями, которые не освобождены от этой обязанности, а равно отказ от выдачи по требованию клиента документа, подтверждающего прием денежных средств за оказанную услугу, теми, кто имеет право оформлять БСО вместо кассового чека.

Эксперт «НА» Д.А. Начаркин

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x