Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-05-04-05/02 от 03.05.2012

Налог на игорный бизнес: право налогоплательщика на организацию и проведение азартных игр

В департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с правовым департаментом <…> по вопросу о применении статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации сообщается следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 366 Налогового кодекса РФ (далее - Налоговый кодекс) каждый объект налогообложения по налогу на игорный бизнес подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки (месту нахождения пункта приема ставок букмекерской конторы или тотализатора, процессингового центра тотализатора или процессингового центра букмекерской конторы) этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки (открытия пункта приема ставок букмекерской конторы или тотализатора, процессингового центра тотализатора или процессингового центра букмекерской конторы) каждого объекта налогообложения. Регистрация проводится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.

В силу пункта 6 статьи 366 Налогового кодекса налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.

Налоговым кодексом не предусмотрены основания для отказа налоговым органом в регистрации объекта (объектов) налогообложения.

Таким образом, при представлении в налоговый орган оформленного в установленном порядке заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес налоговые органы не вправе отказать в регистрации объектов налогообложения и обязаны выдать соответствующее свидетельство.

Между тем свидетельство о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес не является документом, подтверждающим право организации на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр.

В связи с этим вопрос о правомерности осуществления организацией, имеющей оформленную в установленном порядке лицензию, деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах, их пунктах приема ставок на территории субъекта Российской Федерации, где действует установленный законом этого субъекта Российской Федерации запрет на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр, может быть решен в судебном порядке.


Директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ И.В. Трунин
Комментарий эксперта

О регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес

В опубликованном письме рассмотрены особенности реализации налогоплательщиком права на организацию и проведение азартных игр. В частности, приведены разъяснения по:

  •  отказу налогового органа в регистрации объекта налогообложения в ИФНС;
  •  порядку рассмотрения правомерности ведения фирмой, которая имеет на то соответствующую лицензию, деятельности по организации и проведению азартных игр на территории субъекта РФ, где действует запрет на такую деятельность.

Порядок регистрации

По мнению специалистов главного финансового ведомства, налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в регистрации объектов налогообложения и обязан выдать соответствующее свидетельство. Обязательное условие –вИФНСдолжно быть представлено оформленное в установленном порядке заявление о регистрации объекта (объектов) обложения налогом на игорный бизнес. Ведь законодательством о налогах и сборах, в частности, статьей 366 Налогового кодекса РФ, не предусмотрены основания для такого отказа.

Так, каждый объект обложения налогом на игорный бизнес подлежит регистрации в ИФНС:

  •  по месту установки этого объекта налогообложения;
  •  по месту нахождения пункта приема ставок букмекерской конторы или тотализатора, процессингового центра тотализатора или процессингового центра букмекерской конторы.

Основанием для регистрации является заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Подать этот документ в налоговую инспекцию налогоплательщик должен в определенный срок. А именно, не позднее чем за два дня до:

  •  даты установки каждого объекта налогообложения;
  •  открытия пункта приема ставок букмекерской конторы или тотализатора, процессингового центра тотализатора или процессингового центра букмекерской конторы.

В течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика налоговые органы обязаны выдать свидетельство о регистрации объекта (объектов) налогообложения.

Отметим, что формы заявления и свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес утверждены приказом Минфина России от 22.12.2011 № 184н.

Также напомним, что объектами налогообложения признаются (п. 1 ст. 366 НК РФ):

  •  игровой стол;
  •  игровой автомат;
  •  процессинговый центр тотализатора;
  •  процессинговый центр букмекерской конторы;
  •  пункт приема ставок тотализатора;
  •  пункт приема ставок букмекерской конторы.

Подтверждение права на проведение азартных игр

На территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны.

Игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов РФ:

  •  Алтайский край;
  •  Приморский край;
  •  Калининградская область;
  •  Краснодарский край.

Деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах, их пунктах приема ставок может быть организована вне игорных зон в установленном порядке. Букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством РФ. Основание - пункты 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ (далее – Закон № 244-ФЗ).

О том, что деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит лицензированию, говорится в подпункте 104 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ.

Лицензия на осуществление названной деятельности представляет собой документ, выдаваемый в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ (далее – Закон № 244-ФЗ). Он дает организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон. В приложении к этому документу обязательно указываются количество и местонахождение филиалов или иных мест осуществления деятельности (п. 9 ст. 4 Закона № 244-ФЗ).

Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах утверждено постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1130 (далее – Положение о лицензировании). Согласно данному Положению, деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - это деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, которые расположены вне игорных зон. В них организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр и организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр.

Справка: в букмекерских конторах, тотализаторах, пунктах приема ставок, расположенных вне игорных зон, не может осуществляться деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов и игровых столов (п. 3 ст. 14 Закона № 244-ФЗ).

Лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах осуществляется Федеральной налоговой службой. Среди лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии при осуществлении лицензируемого вида деятельности, значится наличие у него зарегистрированных в соответствии с Налоговым кодексом РФ:

  •  процессингового центра букмекерской конторы (процессингового центра тотализатора);
  •  касс букмекерских контор (касс тотализаторов).

Следовательно, каждое юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, выданную Федеральной налоговой службой, должно осуществлять лицензируемый вид деятельности только по месту нахождения игорного заведения, указанного в лицензии (приложении к лицензии).

В опубликованном письме Минфин России обратил внимание, что свидетельство о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес не подтверждает право налогоплательщика на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр. Вопрос о правомерности ведения этой деятельности на территории субъекта РФ, где действует запрет на такой вид бизнеса, фирмой, которая имеет на то соответствующую лицензию, решается в суде.

Административная ответственность

Согласно статье 14.1.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, влекут наложение административного штрафа с конфискацией игрового оборудования:

  •  на граждан - в размере от 3000 до 5000 рублей;
  •  на должностных лиц - от 30 000 до 50 000 рублей;
  •  на юридических лиц - от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Организация и (или) проведение азартных игр без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, а равно осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии влечет наложение административного штрафа с конфискацией игрового оборудования:

  •  на граждан - в размере от 2000 до 4000 рублей;
  •  на должностных лиц - от 30 000 до 50 000 рублей;
  •  на юридических лиц - от 500 000 до 800 000 рублей.

Осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением, а равно осуществление этой деятельности в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 300 000 до 500 000 рублей.

Налоговый консультант Ю.А. Самойлов

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x