Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-14/52 от 17.05.2012

НДС: премии, выплаченные продавцом за объем закупок

<…> по вопросу о применении налога на добавленную стоимость в отношении вознаграждений (премий), выплачиваемых продавцом покупателю товаров за достижение определенного объема закупок товаров, департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

В соответствии с письмом Минфина России от 14.12.2010 № 03-07-07/78, упоминаемым в обращении, отношения по приобретению определенного количества товаров являются предметом конкретного договора поставки и не являются отношениями по возмездному оказанию услуг. В связи с этим при получении покупателем товаров вознаграждения за достижение определенного объема закупок налог на добавленную стоимость не исчисляется.

Кроме того, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Таким образом, денежные средства, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.

Данная позиция не противоречит положению Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 № 11637/11, согласно которому выплачиваемые поставщиками покупателям на основании договоров поставки премии не могут быть квалифицированы в качестве платы за услуги, оказываемые покупателями поставщикам.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Н.А. КОМОВА
Комментарий эксперта

О применении НДС в отношении премий поставщиков

Финансовое министерство уже не в первый раз дает разъяснения по поводу обложения налогом на добавленную стоимость стимулирующих премий. Однако в комментируемом письме специалисты делают очень осторожные выводы с оглядкой на недавнее постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 07.02.2012 № 11637/11. Совсем недавно по вопросу обложения НДС премий за достижение объема закупок в своем письме от 02.04.2012 № 03-04-06/6-84 специалисты финансового министерства не сформулировали никакой конкретной позиции.

Отметим, что в постановлении № 11637/11 высшие судьи пришли к двум интересным заключениям, которые влияют на обложение НДС подобных премий:

1) стимулирующие премии, выплачиваемые поставщиками покупателям товаров за достижение определенного объема закупок, изменяют стоимость уже реализованных товаров;

2) налоговые обязательства поставщика и покупателя в результате выплаты стимулирующей премии должны быть пересмотрены.

Другими словами, если стороны договора поставки согласовали выплату премий по итогам отгрузок, то их следует квалифицировать как одну из форм торговых скидок, применяемых к стоимости товаров и оказывающих влияние на налоговую базу по НДС. В результате выплаты поставщиками премий по итогам отгрузок товаров за определенный период происходит уменьшение стоимости товаров, что влечет корректировку поставщиками налоговой базы по НДС по операциям реализации товаров. Как следствие, размер налоговых вычетов по НДС, ранее заявленных покупателем, также подлежит пропорциональному уменьшению в соответствующих налоговых периодах.

Специалисты финансового министерства в своих разъяснениях ограничиваются лишь тем, что выплата бонусов не является платой за оказание возмездных услуг. Значит, НДС эти суммы не облагаются. Но тут же отмечается, что не подпадают под такое налогообложение только те премии, которые не связаны с оплатой реализованных товаров.

Такая позиция, на первый взгляд, действительно не противоречит выводам ВАС РФ. Однако судьи признали, что стимулирующие премии по своей сути являются торговыми скидками со всеми вытекающими из этого последствиями. Таким образом, компании могут и дальше корректировать базу по НДС при выплате бонусов, однако вероятность судебных споров все равно остается довольно высокой. ВАС РФ разбирали конкретное дело и ими рассматривались договора поставки с конкретными условиями, которые могут у разных фирм отличаться. Следовательно, многое в решении каждого частного спора будет зависеть от условий договоров и премирования покупателей.

Эксперт «НА» Д.А. Начаркин

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x