Письмо Фонда социального страхования РФ
№15-07-11/12-245 от 07.03.2012
Возмещение Фондом социального страхования пособий за работодателя
Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в целях координации работы по оказанию помощи и выплате пособий застрахованным гражданам, не получающим их по вине недобросовестных работодателей, сообщает следующее.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон № 255-ФЗ) и пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101, выплата пособий по обязательному социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Таким образом, по общему правилу, обязанность по выплате пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - пособия) возложена на работодателя.
За невыплату пособий работнику законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность работодателя. В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. Статьей 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность в случае невыплаты страхователем заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат.
Таким образом, в случае невыплаты пособий граждане вправе обращаться в государственную инспекцию труда, прокуратуру, а также в суд для применения к работодателям соответствующих мер ответственности.
Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 13 Закона № 255-ФЗ назначение и выплата пособий застрахованному лицу может быть произведена территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в следующих случаях:
- прекращение деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями;
- невозможность выплаты пособий страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации.
При этом выплата указанных пособий осуществляется территориальным органом Фонда по месту регистрации страхователя через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию по заявлению получателя.
Перечень документов, которые застрахованное лицо представляет в территориальный орган Фонда для назначения и выплаты пособий, установлен статьей 13 Закона № 255-ФЗ. Такими документами являются:
- при назначении пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам:
а) заявление о выплате соответствующего пособия;
б) листок нетрудоспособности установленной формы <*>;
--------------------------------
<*> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04. 2011 № 347н "Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности".
--------------------------------
в) справка (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, из которой должно быть исчислено пособие, по установленной форме <*>. Вместо подлинника справки о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, может представляться копия справки о сумме заработной платы, заверенная в установленном порядке;
--------------------------------
<*> Приложение № 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.01.2011 № 4н "Об утверждении формы и порядка выдачи справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которую были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой, и текущий календарный год".
--------------------------------
г) заявление застрахованного лица о направлении запроса в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях по установленной форме <*>, в случае, если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработной платы, из которого должно быть исчислено пособие, в связи с прекращением деятельности страхователем (страхователями) либо по иным причинам;
--------------------------------
<*> Приложение № 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.01. 2011 № 21н "Об утверждении формы заявления застрахованного лица о направлении запроса в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях, формы и порядка направления запроса, формы и порядка представления запрашиваемых сведений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации".
--------------------------------
д) документы, подтверждающие страховой стаж, определяемые в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.02.2007 № 91;
- при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком:
а) заявление о выплате пособия;
б) свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка (детей), за которым осуществляется уход, и его копия либо выписка из решения об установлении над ребенком опеки;
в) свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копия;
г) справка с места работы (службы) отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он (она, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает пособие;
д) справка (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, из которой должно быть исчислено пособие, по установленной форме <*>. Вместо подлинника справки о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, может представляться копия справки о сумме заработной платы, заверенная в установленном порядке;
--------------------------------
<*> Приложение № 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.01.2011 № 4н "Об утверждении формы и порядка выдачи справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которую были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой, и текущий календарный год".
--------------------------------
е) заявление застрахованного лица о направлении запроса в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях по установленной форме <*>, в случае если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработной платы, из которой должно быть исчислено пособие, в связи с прекращением деятельности страхователем (страхователями) либо по иным причинам;
--------------------------------
<*> Приложение № 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.01. 2011 № 21н "Об утверждении формы заявления застрахованного лица о направлении запроса в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях, формы и порядка направления запроса, формы и порядка представления запрашиваемых сведений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации".
--------------------------------
ж) сведения о неполучении пособия в органах социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) отца, матери ребенка (для одного из родителей в соответствующих случаях), а также для лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком вместо матери (отца, обоих родителей) ребенка, в случае, если отец (мать, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образовании.
Поскольку данный перечень является исчерпывающим, требование от застрахованных лиц представления документов, подтверждающих основания, при которых выплата пособий производится территориальным органом Фонда, не основано на нормах законодательства Российской Федерации и является недопустимым.
Таким образом, в связи с участившимися случаями невыплаты пособий работодателями, при поступлении заявления от застрахованного лица за назначением и выплатой пособий в рамках части 4 статьи 13 Закона № 255-ФЗ, территориальные органы Фонда запрашивают в налоговых органах и кредитных организациях документы (сведения), подтверждающие наличие оснований, предусмотренных частью 4 статьи 13 Закона № 255-ФЗ.
Вместе с тем если у застрахованного лица имеются документы, подтверждающие прекращение деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями либо невозможность выплаты пособий страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, то это застрахованное лицо вправе представить такие документы (сведения) в территориальный орган Фонда по собственной инициативе для ускорения принятия решения о назначении и выплате застрахованному лицу соответствующего вида пособия.
В случае, если основания для выплаты пособий застрахованному лицу территориальным органом Фонда, установленные частью 4 статьи 13 Закона № 255-ФЗ, документально не подтверждены, и при этом возможность получения указанных сведений исчерпана как застрахованным лицом, так и территориальным органом Фонда, то указанный территориальный орган Фонда не вправе производить назначение и выплату пособий этому застрахованному лицу.
Вместе с тем указанные обстоятельства не лишают застрахованное лицо возможности обратиться в суд за установлением юридических фактов прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями либо невозможности выплаты пособий страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации.
При наличии соответствующего судебного решения территориальным органом Фонда принимается решение о назначении и выплате пособий застрахованному лицу.
В настоящее время в ситуации, когда пособия подлежат взысканию с работодателя по решению суда, указанные пособия не могут быть назначены и выплачены территориальным органом Фонда, поскольку ответчиком по делу является работодатель. Частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Территориальный орган Фонда не является стороной по делу и не имеет правовых оснований для исполнения решения суда, принятого в отношении конкретного страхователя.
Кроме того, в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
Таким образом, если решением суда обязанность по выплате пособий возложена на работодателей, то именно они должны назначать и выплачивать пособия застрахованным лицам.
В целях урегулирования ситуаций в связи с "исчезновением" организации-работодателя, когда невозможно установить местонахождение ни самих организаций, ни принадлежащего им имущества, Фондом социального страхования Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - законопроект). Указанный законопроект предусматривает реализацию прав застрахованных лиц на получение пособий через территориальный орган Фонда при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты страхователем пособий застрахованному лицу в связи с невозможностью установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Просим довести указанную информацию до сведения сотрудников региональных отделений Фонда и их филиалов.
Информацию о количестве заявлений застрахованных лиц на получение пособий в рамках части 4 статьи 13 Закона № 255-ФЗ и ходе их реализации необходимо ежемесячно (до 5 числа месяца) направлять в Департамент страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по электронному адресу: [email protected], а также на бумажном носителе.
Одновременно для оказания методологической помощи застрахованным гражданам, не получившим пособия у недобросовестных работодателей, направляем образец заявления застрахованного лица в суд об установлении в порядке особого производства факта, имеющего юридическое значение.
Приложение
Проект
Куда: Наименование суда общей юрисдикции,
куда подается заявление (по месту
жительства заявителя)
От кого: (Ф.И.О. заявителя),
проживающего по адресу: ___________________
Заинтересованные лица: Государственное учреждение – ________________
региональное отделение Фонда
социального страхования Российской
Федерации, находящееся по адресу:
___________________________________
(наименование работодателя-страхователя),
находящееся по адресу: _____________________
Заявление об установлении факта,
имеющего юридическое значение
Я, ________________________________________________, состою (состояла) в трудовых отношениях с _____ наименование работодателя-страхователя____ (далее – страхователь). В настоящее время указанным страхователем хозяйственная деятельность не ведется, фактическое местонахождение его неизвестно, в связи с чем прошу установить факт, имеющий юридическое значение, а именно признать, что страхователь фактически прекратил деятельность (для целей получения пособия).
Установление данного факта необходимо мне для получения не выплаченного мне страхователем пособия _____наименование пособия____ в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – страховщик) на основании части 4 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее – Федеральный закон N 255-ФЗ), согласно которой застрахованным лицам, в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком либо в случае невозможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, назначение и выплата указанных пособий осуществляются территориальным органом страховщика.
Получить в досудебном порядке документы, подтверждающие, что страхователь фактически прекратил свою деятельность, невозможно по следующим причинам.
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Федеральный закон N 129-ФЗ) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее – недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 129-ФЗ. При этом пунктом 2 этой же статьи определено, что при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 данной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее – решение о предстоящем исключении). Согласно пунктам 3, 4 данной статьи вышеуказанное решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати для направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее – заявления). При этом в случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Исходя из буквального смысла нормативных положений указанной статьи, регистрирующий орган выявляет лишь признаки недействующего юридического лица для последующей инициации упрощенной процедуры исключения данного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц. Вместе с тем данным государственным органом не издается (не составляется) какой-либо документ, позволяющий окончательно признать юридическое лицо прекратившим свою деятельность. При этом, как было указано выше, при поступлении соответствующих заявлений, например, от кредиторов данного юридического лица, процедура исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц прекращается. Кроме того, выявление регистрирующим органом признаков, определенных статьей 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, применимо исключительно для целей данного Федерального закона, то есть исключительно для целей формирования и ведения единого государственного реестра юридических лиц. В частности, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 06.12.2011 N 26-П (абзац 3 пункта 3.2) разъяснил, что такое правовое регулирование (установленное Федеральным законом N 129-ФЗ) направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым – на обеспечение стабильности гражданского оборота. Соответственно, оно рассчитано на применение в отношении тех участников гражданского оборота, деятельность которых большей частью локализована в области имущественных взаимоотношений и для которых проведение (или непроведение) операций по банковским счетам может служить определяющим признаком для решении вопроса, является ли организация действующей.
Таким образом, для целей обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством применение статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, равно как и издаваемых (принимаемых) в рамках установленной данной статьей процедуры документов (решений) регистрирующего органа, невозможно при установлении юридически значимого факта прекращения деятельности страхователем, не исполнившим законно установленную обязанность выплатить мне социальное пособие, гарантируемое государством.
Следует также отметить, что признание, в рамках рассмотрения моего заявления, страхователя фактически прекратившим свою деятельность (для целей получения пособия) имеет своей единственной целью реализацию мной права, установленного пунктом 1 части 1 статьи 4.3 Федерального закона 255-ФЗ, – своевременно и в полном объеме получать страховое обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Вместе с тем установление такого факта не повлияет на обязанность регистрирующего органе исключить данное юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц либо на права, обязанности и законные интересы других лиц, поскольку, как указывалось выше, для применения упрощенной процедуры исключения соответствующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц Федеральным законом N 129-ФЗ установлены самостоятельные и не связанные с нормативными положениями Федерального закона N 255-ФЗ основания и порядок.
С учетом изложенного, поскольку на настоящий момент страхователь не ликвидирован в установленном порядке, не исключен из единого государственного реестра юридических лиц, но фактически не ведет хозяйственную деятельность (например: не располагается ни по одному из известных адресов (ни по юридическому, ни по почтовому, ни по заявленному адресу местонахождения его исполнительного органа), не отвечает на запросы работников, государственных органов, не сдает отчетность страховщику), руководствуясь главой 28 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 частью 1 статьи 4.3, частью 4 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством",
ПРОШУ:
1. Признать _____________________________ (наименование работодателя-страхователя)
прекратившим свою деятельность (исключительно для целей получения мной пособия);
2. В порядке, определенном частью 1 статьи 57 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, истребовать следующие доказательства:
например:
- страховщика – сведения о сдаче отчетности страхователем;
- налоговую инспекцию _____________ о наличии счетов у страхователя и наличии операций по ним.
Приложение (прилагаются документы, подтверждающие приведенные в заявлении доводы):
1.
2.
3.
Дата
Подпись
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»