Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-11-06/2/167 от 05.12.2011

УСН: право применения унитарными предприятиями

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <...> о праве применять упрощенную систему налогообложения сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.

Согласно пункту 1 статьи 113 Гражданского кодекса РФ унитарное предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Таким образом, поскольку доля участия организации – ФГУП в формировании уставного капитала закрытого акционерного общества составляет 100 процентов, то такое акционерное общество не вправе применять упрощенную систему налогообложения.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В. Разгулин
Комментарий эксперта

О праве применения УСН

Для применения упрощенной системы налогообложения необходимо выполнение определенных условий. Кроме того, существуют ограничения, которые не позволяют организациям перейти на специальный налоговый режим. Также в статье 346.12 Налогового кодекса перечислены налогоплательщики, которые лишены права применять упрощенную систему налогообложения.

В комментируемом письме рассмотрена ситуация, где единственным акционером закрытого акционерного общества является федеральное государственное унитарное предприятие. То есть данному федеральному государственному унитарному предприятию принадлежит 100 % доли в закрытом акционерном обществе. Налогоплательщик спрашивал, имеет ли подобное акционерное общество право применять специальный налоговый режим, если основные ограничения и условия выполняются?

Специалисты финансового ведомства разъяснили, что в данном случае применение упрощенной системы налогообложения акционерным обществом неправомерно, поскольку доля участия в данном предприятии другого юридического лица (федерального государственного унитарного предприятия) составляет более 25%.

С данным выводом трудно не согласиться, однако может возникнуть вопрос о праве применения упрощенной системы налогообложения самим унитарным предприятием.

Основания применения УСН

На основании пункта 2.1 статьи 346.12 Налогового кодекса организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором она подает заявление о переходе, доходы не превысили 45 млн. руб.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения в силу подпунктов 1, 14 - 17 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса соответственно организации, имеющие филиалы и (или) представительства; организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов, за некоторыми исключениями; организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек; организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. руб.; казенные и бюджетные учреждения.

При этом пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса определяет организации как юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации).

Унитарным предприятием в силу пункта 1 статьи 113 Гражданского кодекса признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

На основании пункта 2 статьи 113 Гражданского кодекса имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Как предусматривает пункт 6 статьи 113 Гражданского кодекса, правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется кодексом и Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон N 161-ФЗ).

Пункт 1 статьи 2 Закона № 161-ФЗ унитарным предприятием признает коммерческую организацию, не наделенную правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию.

На основании пункта 2 статьи 2 Закона № 161-ФЗ в РФ создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ (муниципальное);

- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.

В силу пункта 1 статьи 8 Закона № 161-ФЗ учредителем унитарного предприятия может выступать РФ, субъект РФ или муниципальное образование.

При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 66 Гражданского кодекса хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Поскольку Российская Федерация, являющаяся учредителем государственного унитарного предприятия, не признается организацией в целях статьи 11 НК РФ, и имущество федерального государственного унитарного предприятия не распределяется по вкладам (долям, паям), то указанное предприятие вправе применять упрощенную систему налогообложения при соблюдении условий, установленных главой 26.2 НК РФ.

Аналогичное мнение отражено в письме Минфина России от 26 июля 2011 г. № 03-11-06/2/110. При этом также сообщается, что унитарное предприятие должно соответствовать остальным критериям для применения упрощенной системы налогообложения.

Д. Начаркин, редактор-эксперт «НА»

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта