
Письмо Министерства финансов РФ
№03-04-05/69139 от 10.08.2026
При каком условии применяется освобождение от НДФЛ при продаже доли в уставном капитале?
Вопрос: О применении освобождения от НДФЛ в отношении доходов от реализации доли участия (ее части) в уставном капитале российской организации.
Ответ: Департамент налоговой политики (далее - Департамент) рассмотрел обращение, поступившее по платформе обратной связи, и сообщает, что в соответствии с Регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения, в частности, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. Консультационные услуги Департаментом также не оказываются.
Одновременно Департамент сообщает, что согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса. Перечень доходов, не подлежащих налогообложению, предусмотрен в статье 217 Кодекса.
На основании абзаца первого пункта 17.2 статьи 217 Кодекса (в редакции с 01.01.2026) не подлежат налогообложению доходы, получаемые налогоплательщиком, признаваемым налоговым резидентом Российской Федерации, от реализации (за исключением случаев выхода (выбытия) из организации) долей участия в уставном капитале российских организаций, акций российских организаций, при условии, что эти доли, акции составляют уставный капитал таких организаций, не более 50 процентов активов которых, по данным финансовой отчетности на последний день месяца, предшествующего месяцу реализации, прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, и на дату реализации таких долей, акций они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет.
Таким образом, доходы, полученные от реализации доли участия (ее части) в уставном капитале российской организации, освобождаются от налогообложения на основании пункта 17.2 статьи 217 Кодекса при соблюдении условий, предусмотренных указанной нормой.
При этом абзацем восьмым пункта 17.2 статьи 217 Кодекса установлено, что положения данного пункта не применяются в отношении указанных в пункте 17.2 статьи 217 Кодекса доходов в размере части налоговой базы, указанной в подпункте 8 пункта 6 статьи 210 Кодекса, превышающей 50 миллионов рублей.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»



