
Письмо Федеральной антимонопольной службы
№20/06 от 20.06.2025
Запреты в области рекламы: что можно, а что нет?
ФАС России, рассмотрев обращение саморегулируемой организации в сфере рекламы «Ассоциация Блогеров и Агентств» о применении положений части 10.7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), сообщает следующее.
С 1 сентября 2025 года вступает в силу часть 10.7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), не допускающая распространение рекламы на информационных ресурсах иностранной или международной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» или Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», а также на других информационных ресурсах, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В силу пункта 13 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» под информационными ресурсами понимаются сайты в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть Интернет), страницы сайта в сети Интернет, информационные системы и (или) программы для электронных вычислительных машин.
Соответственно, в случае выявления распространения после 1 сентября 2025 года рекламы на информационных ресурсах, указанных в части 10.7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», к виновным лицам могут быть применены меры административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом не рассматривается в качестве нарушения указанной нормы Федерального закона «О рекламе» факт нахождения в сети Интернет на указанных информационных ресурсах рекламы после 1 сентября 2025 года, если рекламные материалы были опубликованы до 1 сентября 2025 года и в отношении них не применяются действия, направленные на их распространение или повторное распространение после 1 сентября 2025 года. К признакам распространения рекламы после 1 сентября 2025 года относятся, например:
– наличие отсылки (гиперссылка, хештег и т. п.) к рекламе в ином посте, публикации в социальной сети или ином информационном ресурсе, где была размещена реклама, владельцем страницы или иным лицом,
– репост (публикация с сохранением указания адреса предыдущего размещения) рекламы, ранее размещенной в социальной сети, владельцем страницы или иным лицом, в том числе на информационные ресурсы, на которых не запрещается размещение рекламы,
– размещение рекламы в закрепленных сообщениях,
– распространение рекламы с помощью рекомендательных механизмов социальных сетей после 1 сентября 2025 года,
– указание в рекламе на предложения, акции и скидки, действующие на товары и услуги после 1 сентября 2025 года.
В случае выявления фактов распространения после 1 сентября 2025 года рекламы на ресурсах, указанных в части 10.7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», виновное лицо подлежит привлечению к ответственности. При этом если распространение рекламы было осуществлено лицом, не являющимся владельцем страницы в социальной сети или ином информационном ресурсе, где такая реклама была распространена ранее (например, с использованием репоста такой рекламы или указания отсылки к ней), то к ответственности может быть привлечено указанное иное лицо.
При оценке обстоятельств распространения рекламы на ресурсах, указанных в части 10.7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», после 1 сентября 2025 года также могут учитываться общедоступные сведения о динамике (о росте) объемов показов рекламы после 1 сентября 2025 года. При этом наличие у владельца страницы в социальных сетях публикаций после 1 сентября 2025 года будет свидетельствовать о технической возможности размещения и удаления рекламы, возможности предотвращения ее последующего распространения.
В связи с вышеизложенным ФАС России рекомендовано участникам рынка провести анализ размещенной рекламы на указанных ресурсах в целях приведения своей деятельности в соответствие с требованиями законодательства до 1 сентября 2025 года.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение части 10.7 статьи 5 данного закона ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, а под рекламораспространителем – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Стоит отметить, что указанный в части 10.7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» запрет распространяется только на информацию, подпадающую под понятие рекламы, определенное в пункте 1 статьи 3 данного закона.
По вопросу разграничения рекламы и иной информации ФАС России рекомендует обратиться к приказу ФАС России от 14 ноября 2023 г. № 821/23 «Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований «Понятие рекламы».
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»



