
Постановление
№А76-4660/2025 от 14.11.2025
Постановление Арбитражного суда Уральского округа
от 14.11.2025
Еще раз о том, какие выплаты не облагаются соцвзносами
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л., судей Жаворонкова Д.В., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее – ответчик, ОСФР по Челябинской области, Фонд) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.03.2025 по делу № А76-4660/2025 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2025 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Закрытое акционерное общество «Челябинские строительно-дорожные машины» (далее – заявитель, общество «ЧСДМ», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Фонду о признании недействительным решения от 28.01.2025 № 74022450002486 о привлечении к ответственности по статье 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 № 125- ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ) в виде штрафа в размере 14 360 руб. 31 коп., начислении пени в размере
11 416 руб. 04 коп., недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 71 801 руб. 54 коп.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 24.03.2025 заявленные требования удовлетворены, решение ОСФР по Челябинской области от 28.01.2025 № 74022450002486 признано недействительным, с ОСФР по Челябинской области в пользу общества «ЧСДМ» взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 50 000 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2025 решение суда оставлено без изменения.
Фонд обратился в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
В обоснование жалобы указано, что спорные выплаты подлежат обложению страховыми взносами, поскольку согласно статье 20.2 Закона
№ 125-ФЗ перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами, является исчерпывающим и не включает стоимость путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на вредных и (или) опасных производствах, а также оплату услуг по организации и проведению физкультурно- оздоровительных и спортивных мероприятий.
По мнению Фонда, суды нижестоящих инстанций необоснованно признали данные выплаты социальными и не имеющими стимулирующего характера, тогда как предусмотренные локальными актами общества меры, по мнению Фонда, выполняют одновременно социальную и стимулирующую функции, направленные на удержание работников у данного работодателя.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена выездная проверка страхователя общества «ЧСДМ» на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2021 по 31.12.2023.
В ходе проверки ОСФР по Челябинской области выявлено занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов, Фондом установлено: - страховые взносы в 2021, 2022, 2023 годах начислялись в нарушение Закона
№ 125-ФЗ, Федерального закона от 22.12.2020 № 434-Ф3 «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», Федерального закона от 21.12.2021 №413-Ф3 «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», Федерального закона от 19.12.2022
№517-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», «Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 184, и иных нормативно-правовых актов, в связи с чем установлено занижение базы для начисления страховых взносов:
1.1.1 на суммы, неправомерно начисленные в качестве компенсации стоимости молока - 546 800 руб. 80 коп. (за 2021 год - 174 876 руб. 80 коп., за
2022 год - 197 953 руб. 70 коп., за 2023 год - 173 970 руб. 30 коп.). В результате занижения базы для начисления страховых взносов на указанную суммы страхователем не начислены и не уплачены страховые взносы в сумме 15 144 руб. 79 коп.
1.1.2 на сумму выплат стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, и на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, в том числе оплачиваемых за счет средств бюджета Фонда в 2021, 2022, за счет средств бюджета Фонда.
Сумма занижения базы для начисления страховых взносов за проверяемый период составила 2 478 700 руб., в том числе за 2021 год - 884 520 руб., за 2022 год - 702 100 руб., за 2023 год - 892 080 руб. за счет средств бюджета Фонда, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
В результате занижения базы для начисления страховых взносов на сумму выплат стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников в размере 2 478 700 руб. с учетом произведенной оплаты стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работникам-инвалидам в сумме 121 400 руб., страхователем не начислены и не уплачены страховые взносы в сумме 68 043 руб. 92 коп.
1.1.3 на сумму выплат стоимости услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (за бассейн) для сотрудников - 134 200 руб. 58 коп. в 2023 году, в том числе: февраль 2023 - 11 200 руб. 32 коп., март 2023 - 22 400 руб. 26 коп., апрель
2023 - 28 000 руб., октябрь 2023 - 26 200 руб., ноябрь 2023 - 23 200 руб.,
декабрь 2023 - 23 200 руб.
В результате занижения базы для начисления страховых взносов на сумму выплат стоимости услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (за бассейн) для сотрудников в размере 134 200 руб. 58 коп. страхователем не начислены и не уплачены страховые взносы в сумме 3757 руб. 62 коп.
В результате указанных нарушений за проверяемый период база для начисления страховых взносов занижена на общую сумму 3 159 701 руб. 38
коп., из них за 2021 год - 1 059 396 руб. 80 коп., за 2022 год - 900 053 руб. 70
коп., 2023 год - 1 200 250 руб. 88 коп., сумма неуплаченных страховых взносов за проверяемый период составила 86 946 руб. 33 коп., из них за 2021 год - 29 113 руб. 89 коп., за 2022 год - 24 656 руб. 38 коп., за 2023 год -
33 176 руб. 06 коп. По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 24.12.2024 № 74022450002484.
Общество «ЧСДМ» 21.01.2025 представило возражение на акт выездной проверки.
С учетом представленных возражений Фондом по результатам рассмотрения акта проверки вынесено решение о привлечении общества
«ЧСДМ» к ответственности за совершения нарушения законодательства Российской федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 28.01.2024 № 74022450002486.
Общество «ЧСДМ» привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 26.29 Закона № 125-ФЗ, предложено уплатить недоимку в размере 86 767 руб. 93 коп., штраф за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения налоговой базы 17 353 руб. 59 коп., пени за неуплату страховых взносов за период с 01.01.2021 - 31.12.2023 в размере 13 926 руб. 01 коп., а также внести исправления в документы бухгалтерского учета.
Несогласие общества «ЧСДМ» с принятым решением в части доначисления страховых взносов, основанного на выводе ОСФР по Челябинской области о том, что оплата работодателем стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также расходы на организацию и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (за бассейн) осуществляются в рамках трудовых отношений и подлежат обложению страховыми взносами, послужило основанием для обращения общества с заявлением о признании указанного решения незаконным.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции установил неправомерность выводов о наличии недоимки по страховым взносам, в связи с чем, признал также необоснованным начисление штрафа, пеней в связи с неуплатой страховых взносов.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Фонда.
Законом № 125-ФЗ регулируются правоотношения, связанные и исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами являются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в
соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона № 125-ФЗ.
Перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен положениями статьи 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ. В этот перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (абзац 10 подпункта 2 пункта 1 указанной статьи).
Поскольку Федеральный закон № 125-ФЗ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
Под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 15 Трудового кодекса Российской федерации (далее - ТК РФ)).
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности (статья 16 ТК РФ).
Статьей 129 ТК РФ определено, что заработная плата (оплата труда) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Исходя из вышеуказанных норм права и положений статей 135, 139,
191 ТК РФ основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями
15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения.
При разрешении настоящего спора судами первой и апелляционной инстанций установлено, что одними из оснований для доначисления страховых взносов послужили выводы ОСФР по Челябинской области о том, что оплата работникам стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также суммы выплат стоимости услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (за бассейн) для сотрудников, осуществляются в рамках трудовых отношений, а значит, являются объектом обложения страховыми взносами.
Вместе с тем судами установлено, что указанные выплаты предусмотрены коллективным договором и локальными нормативными актами общества как меры социальной поддержки работников, направленные на укрепление их здоровья, обеспечение социальной защищенности персонала, формирование корпоративной культуры и реализацию социальной ответственности работодателя.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что данные выплаты не зависят от квалификации работников, сложности, качества и количества выполняемой ими работы, не исчисляются исходя из установленных окладов, тарифных ставок, надбавок, трудового стажа и иных критериев, характеризующих трудовую деятельность. Они не предусмотрены трудовыми договорами, не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей и не являются элементом системы оплаты труда, установленной у работодателя.
Таким образом, суды обоснованно квалифицировали спорные выплаты как меры социальной поддержки, имеющие социальный, а не трудовой характер. Указанные суммы не относятся к вознаграждению за труд, а потому не образуют объект обложения страховыми взносами в силу положений статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что отсутствие в статье 20.2 Закона № 125-ФЗ прямого упоминания о спорных выплатах не имеет самостоятельного правового значения, поскольку их квалификация зависит не от формы или наименования, а от их правовой природы и связи с исполнением работниками трудовых обязанностей.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что у Фонда отсутствовали правовые основания для доначисления страховых взносов, пени и штрафа, поскольку спорные выплаты не относятся к выплатам, связанным с оплатой труда.
Решение ОСФР по Челябинской области в оспариваемой части обоснованно признано судами несоответствующим требованиям законодательства и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что произведенные обществом выплаты связаны с осуществлением работниками своих трудовых обязанностей, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, и мотивированно отклонены. Указанные доводы Фонда и иное толкование им действующего законодательства, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, нарушении норм процессуального законодательства, по существу направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации , подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.03.2025 по делу
№ А76-4660/2025 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2025 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Еще раз о том, какие выплаты не облагаются соцвзносами
Арбитражный суд Уральского округа постановлением от 14.11.2025 № Ф09-4473/25 по делу № А76-4660/2025 подтвердил: не облагаются страховыми взносами от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («на травматизм») выплаты работник...


Комментарии к документам доступны только платным подписчикам
Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.
Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»



