Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№05-04-16/96093 от 04.10.2024

В каком случае можно обращаться к финансовому уполномоченному?

Вопрос: О досудебном урегулировании финансовым уполномоченным споров со страховой организацией.

Ответ: Департамент финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации, рассмотрев в пределах компетенции обращение, поступившее письмом от 27.09.2024, сообщает, что в соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Министерством финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Пунктом 7 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору.

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Центральный банк Российской Федерации осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций (в том числе за деятельностью страховых организаций), в связи с чем обращение направлено для рассмотрения в Центральный банк Российской Федерации, расположенный по адресу: 107016, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Мещанский, ул. Неглинная, д. 12, к. В, с просьбой проинформировать Вас о результатах его рассмотрения.

Вместе с тем отмечаем, что Федеральным законом от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее - Закон № 123-ФЗ) установлен порядок досудебного урегулирования уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг (далее - финансовый уполномоченный) споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, в том числе страховыми организациями.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона № 123-ФЗ финансовый уполномоченный рассматривает обращения (за исключением обращений, указанных в статье 19 Закона № 123-ФЗ) в отношении финансовых организаций, включенных в реестр, указанный в статье 29 Закона № 123-ФЗ (в отношении финансовых услуг, предусмотренных данным реестром), или перечень, указанный в статье 30 Закона № 123-ФЗ, если размер требований потребителя финансовых услуг о взыскании денежных сумм не превышает 500 тысяч рублей и если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет.

Принятие и рассмотрение обращений финансовым уполномоченным осуществляются бесплатно, за исключением обращений, поданных лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации (часть 6 статьи 16 Закона № 123-ФЗ).

При этом до направления финансовому уполномоченному обращения потребитель финансовых услуг должен направить в финансовую организацию заявление о восстановлении нарушенного права в письменной или электронной форме (часть 1 статьи 16 Закона № 123-ФЗ).

Заявление потребителя финансовых услуг о восстановлении нарушенного права может быть направлено в финансовую организацию не ранее получения потребителем финансовых услуг сведений о решении финансовой организации по его заявлению, содержащему требование об исполнении обязательства (далее - заявление об исполнении обязательства), в случае если из закона, иного нормативного акта или договора следует необходимость обращения с заявлением об исполнении обязательства, либо истечения предусмотренного законом, иным нормативным актом или договором срока для рассмотрения заявления об исполнении обязательства, если сведения о решении финансовой организации не получены потребителем финансовых услуг (часть 1.1 статьи 16 Закона № 123-ФЗ).

Таким образом, в случае, если сумма требования к страховой организации не превышает 500 тысяч рублей и если со дня, когда Вы узнали или должны были узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет, Вы вправе направить обращение финансовому уполномоченному, приложив также копию заявления о восстановлении нарушенного права в страховую организацию и ее ответа (при наличии), а также имеющиеся у Вас копии договора со страховой организацией и иных документов по существу спора.

Дополнительно отмечаем, что информацию, связанную с порядком досудебного урегулирования финансовым уполномоченным, в том числе подать обращение финансовому уполномоченному в электронной форме, можно получить на официальном сайте финансового уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети Интернет - tps://fi№ombudsma№.ru/.

Одновременно сообщаем, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).


Заместитель директора Департамента финансовой политики П.К.ШАХЛЕВИЧ

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x