Решение Арбитражного суда
№А29-6391/2024 от 21.10.2024
У работодателя есть право на исправление ошибки в ранее поданных в СФР отчетах
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Бычихиной С.А., Великоредчанина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.07.2024 по делу
№ А29-6391/2024
по заявлению Государственного учреждения Республики Коми «Центр занятости населения города Сыктывкара»
(ОГРН: 1021100513610; ИНН: 1101460341)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
(ОГРН: 1021100513774; ИНН: 1101471400)
о признании недействительными решений и требований,
установил:
Государственное учреждение Республики Коми «Центр занятости населения города Сыктывкара» (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительными решений Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - Фонд) от 26.03.2024 № 007S19240000776, № 007S19240000782, а также требований от
10.04.2024 № 007S01240000891, № 007S01240000892.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 08.07.2024 заявленные требования удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй
арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель жалобы указывает, что сведения по форме ЕФС-1 в отношении 2646 застрахованных лиц представлены Учреждением 30.01.2024, то есть с нарушением срока установленного, пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ). При этом страхователь при заполнении формы поставил в бланке отметку о том, что форма исходная, а не корректирующая. Кроме того, заявитель жалобы ссылается на то, что Учреждение привлечено к ответственности за нарушение срока представления сведений по форме ЕФС-1 в отношении Петрова С.В., Пономарева А.А. 30.01.2024, а не за нарушение срока представления сведений после получения уведомления об исправлении ошибки в отношении указанных лиц. Также заявитель жалобы указывает, что постановлениями мирового судьи Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара от 06.05.2024 (дело № 5- 335/2024), от 06.05.2024 (дело № 5-332/2024) ведущий инспектор Учреждения Виноградова Ю.А. привлечена к ответственности по части 1 статьи 15.33.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) за нарушение срока представлений рассматриваемых сведений.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Фонда не согласилось.
Фонд, Учреждение явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении Учреждения проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
Фонд пришел к выводу, что Учреждение представило сведения по форме ЕФС-1 раздел 1 подраздел 1.2 («Сведения о страховом стаже») за 2023 год в отношении 2 646 застрахованных лиц 30.01.2024, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 3 статьи 11 Закона № 27-ФЗ – не позднее 25.01.2024.
По результатам проверки оформлен акт от 21.02.2024 № 007S18240000556 и принято решение от 26.03.2024 № 007S19240000782 о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1 323 000 рублей.
Кроме того, Фонд пришел к выводу, что Учреждение с нарушением срока, установленного пунктом 3 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (не позднее 25.01.2024) представило сведения по форме ЕФС-1 раздел 1 подраздел 1.2 («Сведения о страховом стаже») за 2023 год в отношении застрахованных лиц Петрова С.В., Пономарева А.А.
По результатам проверки оформлен акт от 21.02.2024 № 007S18240000569 и принято решение от 26.03.2024 № 007S1924000076 о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1 000 рублей.
В адрес Учреждения направлены требования от 10.04.2024 № 007S01240000891, № 007S01240000892 об уплате штрафных санкций.
Не согласившись с решениями и требованиями Фонда, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьей 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ, статьями 6, 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», абзацем 5 пункта 1 статьи 8, подпунктом 3 пункта 2, пунктом 3 статьи 11, статьями 15, 16, абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, пунктом 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 03.04.2023 № 256н (далее – Инструкция № 256н).
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения и документы, в том числе периоды работы (деятельности), в том числе периоды работы (деятельности), включаемые в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии.
Пунктом 3 статьи 11 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что сведения, указанные в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, представляются страхователями по окончании календарного года не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в отношении застрахованных лиц, которые в отчетном периоде: 1) выполняли работу (осуществляли деятельность), дающую право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии со статьями 30, 31, пунктами 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; 2) работали в сельском хозяйстве и при исчислении стажа работы которых применяется список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; 3) формировали свои пенсионные права в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС»; 4) замещали государственные должности Российской Федерации, замещали на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещали на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации, должности муниципальной службы; 5) работали полный навигационный период на водном транспорте, полный сезон на предприятиях и в организациях сезонных отраслей промышленности, вахтовым методом; 6) работали в период отбывания наказания в виде лишения свободы; 7) имели периоды простоя или отстранения от работы; 8) имели периоды освобождения от работы с сохранением места работы (должности) на время исполнения государственных или общественных обязанностей; 9) имели период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах, период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости населения в другую местность для трудоустройства; 10) находились в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет, в отпуске без сохранения заработной платы; 11) имели период приостановления действия трудового договора в соответствии со статьей 351.7 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ на застрахованных лиц, признанных в установленном порядке безработными, сведения представляются органами службы занятости населения.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (за исключением сведений, предусмотренных подпунктом 4 указанного пункта), к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им в орган Фонда сведения о зарегистрированных (застрахованных) лицах.
Согласно абзацу 2 пункта 43 Инструкции № 256н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о зарегистрированных лицах, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона № 27- ФЗ, в отношении которых территориальным органом Фонда страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
В пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, указано, что Пенсионный фонд не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом и представил в Пенсионный фонд исправленные сведения за этот период.
Как следует из материалов дела, Учреждение посредством системы электронного документооборота в адрес Фонда направило сведения по форме
ЕФС-1 раздел 1 подраздел 1.2. («Сведения о страховом стаже») за 2023 год в отношении 58 застрахованных лиц 17.01.2024, то есть в срок, установленный пунктом 3 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
30.01.2024 Учреждение представило сведения по ЕФС-1 раздел 1 подраздел
1.2 («Сведения о страховом стаже» с указанием в графе 6 «Основание (код)» подраздела «Особенности исчисления страхового стажа» значения «БЕЗР») за 2023 год в отношении 2 648 застрахованных лиц, в том числе Петрова С.В., Пономарева А.А., не указанных в ранее представленной форме ЕФС-1.
В уведомлении от 30.01.2024 Фонд указал, что документ принят частично: выявлены ошибки в отношении застрахованных лиц Петрова С.В., Пономарева А.А.
02.02.2024, то есть в срок указанный в уведомлении и в абзаце 2 пункта 43 Инструкции № 256н, Учреждение устранило выявленные Фондом ошибки в отношении указанных застрахованных лиц.
Таким образом, страхователь реализовал свое право на исправление (дополнение) представленных сведений, откорректировав их путем представления дополнительно сведений в отношении 2 648 застрахованных лиц, то есть самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения Фондом. Непринятые Фондом сведения в отношении Петрова С.В. и Пономарева А.А. были Учреждением в установленный срок после получения от Фонда соответствующего уведомления также исправлены.
С учетом изложенного основания для применения к Учреждению финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ, отсутствуют.
Доводы заявителя жалобы о том, что страхователь при заполнении формы ЕФС-1 от 30.01.2024 поставил в бланке отчетности отметку о том, что она является исходной, а не корректирующей, что законодательством тип формы ЕФС-1 «дополняющая» не установлена, подлежат отклонению, поскольку сами по себе установленных выше обстоятельств и выводов не опровергают.
То обстоятельство, что 17.01.2024, то есть в установленный срок, Учреждение представило сведения по форме ЕФС-1 в отношении своих работников, не является основанием для привлечения Учреждения к ответственности за нарушение срока представления сведений в отношении застрахованных лиц, признанных в установленном порядке безработными. Как было указано выше, Учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, самостоятельно исправив ошибку.
Ссылка заявителя жалобы на постановления мирового судьи Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара, не принимается, поскольку указанные постановления приняты по делам об административных правонарушениях, рассмотренным в порядке, предусмотренном КоАП РФ, поэтому в силу статьи 69 АПК РФ не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2022 № 301-ЭС21-16516.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Фонда – без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.07.2024 по делу
№А29-6391/2024 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-
Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1–291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
У работодателя есть право на исправление ошибки в ранее поданных в СФР отчетах
Второй арбитражный апелляционный суд в постановлении от 21.10.2024 г. по делу № А29-6391/2024 разъяснил, когда Социальный фонд не вправе штрафовать за несвоевременную сдачу подраздела 1.2 единой формы ЕФ...
Комментарии к документам доступны только платным подписчикам
Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.
Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»