Методические рекомендации Министерства труда и социального развития РФ
№518 от 01.10.2024
Об утверждении методических рекомендаций по подбору рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидам с учетом нарушенных функций организма и ограничений их жизнедеятельности
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Приказ
№ 518 от 01.10.2024
В соответствии с подпунктом III.1.1.1.1 раздела III Межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой 10 апреля 2023 г. № 3838п-П8, приказываю:
1. Утвердить методические рекомендации по подбору рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидам с учетом нарушенных функций организма и ограничений их жизнедеятельности согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».
Министр
А.КОТЯКОВ
Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 1 октября 2024 г. № 518
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДБОРУ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ВИДОВ ТРУДОВОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДАМ С УЧЕТОМ НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА
И ОГРАНИЧЕНИЙ ИХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по подбору рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидам с учетом нарушенных функций организма и ограничений их жизнедеятельности (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях помощи специалистам органов службы занятости, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, осуществляющих профессиональную ориентацию, профессиональное образование и содействие трудоустройству инвалидов, по организации работы с инвалидами, в том числе по подбору рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидам с учетом нарушенных функций организма и ограничений их жизнедеятельности, для рационального подбора инвалидам рабочих мест в соответствии с оптимальными видами трудовой и профессиональной деятельности, рекомендуемыми условиями труда, а также работодателям для создания работающим инвалидам соответствующих условий труда и рабочих мест (в том числе специальных).
2. Данные рекомендации содействуют координации работы специалистов органов службы занятости, федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, работодателей и учреждений реабилитации инвалидов по созданию условий для эффективного содействия трудоустройству инвалидов.
3. Методические рекомендации носят рекомендательный характер, не ограничивая возможность трудоустройства инвалидов по любым профессиям и должностям в зависимости от индивидуальных потребностей, возможностей и квалификации каждого инвалида.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, перечень которых указан в приложении № 1 к Методическим рекомендациям.
II. Подбор оптимальных для инвалида видов трудовой
деятельности и условий труда на основании индивидуальной
программы реабилитации или абилитации инвалида
4. Подбор специалистами органов службы занятости оптимальных для инвалида видов трудовой деятельности, а также нерекомендуемых и рекомендуемых условий труда осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА), разрабатываемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ) по результатам проведенной экспертно-реабилитационной диагностики.
5. ИПРА - это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Форма, а также порядок разработки и реализации ИПРА утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 июня 2023 г. № 545н «Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными учреждениями МСЭ, и их форм».
6. В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) ИПРА является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Для инвалида ИПРА носит рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от ИПРА в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение.
7. Оптимальные для инвалида виды трудовой и профессиональной деятельности, а также рекомендуемые и нерекомендуемые ему условия труда определяются соотношением следующих основных факторов:
а) профессиональных и личностных (основная профессия (специальность), стаж работы, квалификация (класс, разряд, категория, звание), выполняемая работа на момент проведения МСЭ (должность, профессия, специальность, квалификация, стаж работы по указанной должности, профессии, специальности), сведения о длительности периода, в течение которого инвалид не работает, трудовая направленность, сведения об учете инвалида в службе занятости населения);
б) медико-социальных (стойкие нарушения функций организма и степень их выраженности, ограничения категорий жизнедеятельности, в том числе ограничение способности к трудовой деятельности, и степень их выраженности).
Профессиональные и личностные факторы указаны в подпунктах 17.1 - 17.6 пункта 17 раздела «Общие данные» ИПРА:
основная профессия (специальность);
стаж работы;
квалификация (класс, разряд, категория, звание);
выполняемая работа на момент проведения медико-социальной экспертизы (должность, профессия, специальность, квалификация, стаж работы по указанной должности, профессии, специальности);
период отсутствия работы;
наличие или отсутствие трудовой направленности;
состоит ли на учете в службе занятости.
Медико-социальные факторы указаны в пункте 21 раздела «Общие данные» ИПРА, содержащем перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности и степени их выраженности:
способность к самообслуживанию;
способность к передвижению;
способность к ориентации;
способность к общению;
способность к обучению;
способность к трудовой деятельности;
способность к контролю за своим поведением.
8. У инвалида могут иметься ограничения нескольких категорий жизнедеятельности в зависимости от имеющихся стойких нарушений функций организма.
Подбор рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности осуществляется для инвалидов, нуждающихся, согласно ПИРА, в профессиональной ориентации и содействии в трудоустройстве.
Мероприятия по профессиональной ориентации могут быть рекомендованы федеральным учреждением МСЭ детям-инвалидам с 14 лет и инвалидам старше 18 лет, не имеющим профессии (специальности), либо неработающим инвалидам, утратившим профессию (специальность) вследствие стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, приведших к инвалидности, у которых по результатам экспертно-реабилитационной диагностики, проведенной в учреждении МСЭ, выявлены проблемы в области профессионального самоопределения, с целью дальнейшей организации специалистами органов службы занятости, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, иными организациями, осуществляющими профессиональную ориентацию, следующих мероприятий:
а) выявление круга профессиональных наклонностей и сферы профессиональных интересов;
б) оказание помощи в разработке профессиональных планов и профессиональных маршрутов;
в) коррекция профессиональных интересов с возможностью последующего выбора сферы деятельности (профессии, специальности), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.
9. Мероприятия по содействию в трудоустройстве могут быть рекомендованы федеральным учреждением МСЭ детям-инвалидам с 14 лет, имеющим желание вступить в трудовые отношения, и инвалидам старше 18 лет, не имеющим профессии (специальности), либо неработающим инвалидам, утратившим профессию (специальность) вследствие стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, приведших к инвалидности, у которых по результатам проведенной в учреждении МСЭ экспертно-реабилитационной диагностики выявлена положительная трудовая направленность (мотивация) с целью дальнейшей организации специалистами органов службы занятости мероприятий по подбору инвалиду рабочего места, на котором обеспечивается соответствие выполняемого труда возможностям и пожеланиям инвалида, его профессиональной подготовке, полученным знаниям с учетом имеющихся нарушений функций организма, ограничений жизнедеятельности и их степеней.
10. Мероприятия по профессиональной ориентации и содействию в трудоустройстве осуществляются после установления оптимальных для конкретного инвалида видов трудовой и профессиональной деятельности, а также рекомендуемых и не рекомендуемых инвалиду видов и условий труда.
С позиции медико-социальных факторов основным условием определения оптимальных для инвалида видов трудовой и профессиональной деятельности и создания соответствующих условий труда является анализ имеющихся у инвалида стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, приводящих к инвалидности.
11. Стойкие нарушения функций организма инвалида, обусловленные заболеваниями, последствиями травм и дефектами, устанавливаются учреждением МСЭ при проведении экспертно-реабилитационной диагностики и указываются в рекомендациях о противопоказанных видах трудовой деятельности:
Стойкие нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм и дефектами Рекомендации о противопоказанных видах трудовой деятельности
Нарушение функции зрения Виды трудовой и профессиональной деятельности, которые при утрате (отсутствии - при врожденной патологии) зрительного контроля могут привести к угрозе жизни и (или) потере здоровья инвалида и (или) людей.
Нарушение функции слуха Виды трудовой и профессиональной деятельности, которые при утрате (отсутствии - при врожденной патологии) слухового контроля могут привести к угрозе жизни и (или) потере здоровья инвалида и (или) людей.
Нарушение одновременно функций зрения и слуха (слепоглухота) Виды трудовой и профессиональной деятельности, связанные с постоянным зрительным контролем за процессом работы, требующие безусловной реакции на звуковые и речевые сигналы и символы, которые при утрате (отсутствии) слухового и зрительного контроля могут привести к угрозе жизни и (или) потере здоровья инвалида и (или) людей.
Нарушение функции верхних конечностей Виды трудовой и профессиональной деятельности, которые при утрате (отсутствии) двигательных функций верхних конечностей могут привести к угрозе жизни и (или) потере здоровья инвалида и (или) людей.
Нарушение функции нижних конечностей Виды трудовой и профессиональной деятельности, которые при утрате (отсутствии) двигательных функций нижних конечностей могут привести к угрозе жизни и (или) потере здоровья инвалида и (или) людей.
Нарушение функции опорно-двигательного аппарата, вызывающее необходимость использования кресла-коляски Виды трудовой и профессиональной деятельности, которые при утрате (отсутствии) двигательных функций нижних конечностей (или верхних и нижних конечностей одновременно) могут привести к угрозе жизни и (или) потере здоровья инвалида и (или) людей.
Нарушение интеллекта Виды трудовой и профессиональной деятельности, которые при снижении (отсутствии) интеллектуально-мнестических (когнитивных) функций могут привести к угрозе жизни и (или) потере здоровья инвалида и (или) людей.
Нарушение языковых и речевых функций Виды трудовой и профессиональной деятельности, которые при утрате (отсутствии) экспрессивной речи (обеспечение речевых интеракций - коммуникаций) могут привести к угрозе жизни и (или) потере здоровья инвалида и (или) людей.
Нарушение функции сердечно-сосудистой системы Виды трудовой и профессиональной деятельности, которые в условиях интенсивной физической нагрузки и эмоционального напряжения, предполагающих высокий риск стрессовых ситуаций, могут привести к угрозе жизни и (или) потере здоровья инвалида и (или) людей.
Нарушение функции дыхательной системы Виды трудовой и профессиональной деятельности, которые в условиях интенсивной физической нагрузки и эмоционального напряжения, предполагающих высокий риск стрессовых ситуаций, наличия неблагоприятных макро- и микроклиматических условий могут привести к угрозе жизни и (или) потере здоровья инвалида и (или) людей.
Нарушение функции пищеварительной системы Виды трудовой и профессиональной деятельности, которые в условиях интенсивной физической нагрузки и эмоционального напряжения, предполагающих высокий риск стрессовых ситуаций, отсутствия возможности соблюдения режима питания, наличия неблагоприятных макро- и микроклиматических условий могут привести к угрозе жизни и (или) потере здоровья инвалида и (или) людей.
Нарушения функций эндокринной системы и метаболизма Виды трудовой и профессиональной деятельности, которые при отсутствии возможности соблюдения режима питания и приема (введения) препаратов, в условиях интенсивной физической нагрузки и эмоционального напряжения, предполагающих высокий риск стрессовых ситуаций, могут привести к угрозе жизни и (или) потере здоровья инвалида и (или) людей.
Нарушения функций системы крови и иммунной системы Виды трудовой и профессиональной деятельности, которые в условиях интенсивной физической нагрузки и эмоционального напряжения, наличия неблагоприятных макро- и микроклиматических условий (в том числе, наличия тепловых и электромагнитных излучений, ионизирующих и не ионизирующих источников излучения, ультрафиолетовой радиации, повышенной инсоляции), могут привести к угрозе жизни и (или) потере здоровья инвалида и (или) людей.
Нарушение мочевыделительной функции Виды трудовой и профессиональной деятельности, которые в условиях интенсивной физической нагрузки и эмоционального напряжения, отсутствия возможности соблюдения режима питания и (или) проведения санитарно-гигиенических процедур, наличия неблагоприятных макро- и микроклиматических условий могут привести к угрозе жизни и (или) потере здоровья инвалида и (или) людей.
Нарушения функций кожи и связанных с ней систем Виды трудовой и профессиональной деятельности, которые в условиях интенсивной физической нагрузки и эмоционального напряжения, наличия неблагоприятных макро- и микроклиматических условий могут привести к потере здоровья инвалида.
Нарушения, обусловленные врожденной или приобретенной деформацией (аномалией развития), последствиями травм лица и тела При аномальных отверстиях пищеварительного тракта - виды трудовой и профессиональной деятельности, которые в условиях интенсивной физической нагрузки и эмоционального напряжения, предполагающих высокий риск стрессовых ситуаций, отсутствия возможности соблюдения режима питания, наличия неблагоприятных макро- и микроклиматических условий могут привести к угрозе жизни и (или) потере здоровья инвалида и (или) людей.
При аномальных отверстиях мочевыделительного тракта - виды трудовой и профессиональной деятельности, которые в условиях интенсивной физической нагрузки и эмоционального напряжения, отсутствия возможности соблюдения режима питания и (или) проведения санитарно-гигиенических процедур, наличия неблагоприятных макро- и микроклиматических условий могут привести к угрозе жизни и (или) потере здоровья инвалида и (или) людей.
При аномальных отверстиях дыхательного тракта - виды трудовой и профессиональной деятельности, которые в условиях интенсивной физической нагрузки и эмоционального напряжения, предполагающих высокий риск стрессовых ситуаций, наличия неблагоприятных макро- и микроклиматических условий могут привести к угрозе жизни и (или) потере здоровья инвалида и (или) людей.
Все виды трудовой деятельности, за исключением упомянутых, являются показанными для подбора видов трудовой деятельности инвалиду с учетом нарушенных функций организма.
III. Определение доступных условий труда
12. Статьей 40 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 565-ФЗ) определено, что работодатели обязаны создавать инвалидам, принятым на работу, необходимые условия труда в соответствии с ИПРА. Рекомендации о доступности видов трудовой деятельности в тех или иных условиях труда указываются федеральным учреждением МСЭ детям-инвалидам с 14 лет, имеющим желание вступить в трудовые отношения или работающим, и неработающим или работающим инвалидам старше 18 лет.
13. Инвалидам в связи с имеющейся 3 степенью ограничения способности к трудовой деятельности и способным к осуществлению несложных (простых) видов деятельности исключительно с помощью других лиц может быть рекомендована деятельность в условиях социальной занятости, определенной статьей 20.1 Федерального закона № 181-ФЗ и Концепцией развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 г. № 3711-р.
14. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на 4 класса: оптимальные условия труда (1 класс), допустимые (2 класс), вредные условия труда (3 класс; подклассы: 3.1 - вредные условия труда 1 степени, 3.2 - вредные условия труда 2 степени, 3.3 - вредные условия труда 3 степени, 3.4 - вредные условия труда 4 степени) и опасные условия труда (4 класс).
Вредные и (или) опасные факторы производственной среды подразделяются на физические, химические и биологические.
К вредным и (или) опасным факторам трудового процесса относятся тяжесть трудового процесса и напряженность трудового процесса.
15. Для инвалидов с различными степенями ограничения способности к трудовой деятельности могут быть доступны виды трудовой деятельности в различных классах условий труда в соответствии со степенью вредности и (или) опасности:
а) для инвалидов с 1 степенью ограничения способности к трудовой деятельности могут быть доступны виды трудовой деятельности в оптимальных условиях труда (1 класс), допустимых условиях труда (2 класс) или вредных условиях труда (подкласс 3.1 класса 3).
При этом рекомендации о возможности осуществления видов трудовой деятельности во вредных условиях труда 1 степени (подкласс 3.1 класса 3) предоставляются инвалиду с 1 степенью ограничения способности к трудовой деятельности индивидуально в зависимости от конкретных видов осуществляемой (планируемой) трудовой деятельности;
б) для инвалидов со 2 степенью ограничения способности к трудовой деятельности могут быть доступны виды трудовой деятельности в оптимальных условиях труда (1 класс) или допустимых условиях труда (2 класс) с частичной помощью других лиц;
в) для инвалидов с 3 степенью ограничения способности к трудовой деятельности при наличии мотивации для продолжения трудовой деятельности и благоприятном трудовом прогнозе могут быть доступны отдельные виды трудовой деятельности в оптимальных условиях труда (1 класс) со значительной помощью других лиц.
16. Для всех инвалидов независимо от имеющихся у них стойких нарушений функций организма и ограничения основных категорий жизнедеятельности следует исключить условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство, и условия труда, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.
17. Для всех инвалидов следует создать оптимальные или допустимые санитарно-гигиенические условия производственной среды по физическим (шум, вибрация, инфразвук, электромагнитные излучения, пыль, микроклимат), химическим (вредные вещества, вещества-аллергены, аэрозоли и др.) и биологическим (микроорганизмы, включая патогенные, белковые препараты) факторам, а также предусмотрены работа с незначительной или умеренной физической, динамической и статической нагрузкой (в отдельных случаях с выраженной физической нагрузкой), работа преимущественно в свободной позе, сидя, с возможностью смены положения тела (в отдельных случаях - стоя или с возможностью ходьбы), работа, не связанная со значительными перемещениями (переходами), а также рабочее место, соответствующее эргономическим требованиям.
18. В соответствии с приказом Минтруда России от 21 ноября 2023 г. № 817н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда по тяжести трудового процесса осуществляется по следующим показателям:
1) физическая динамическая нагрузка;
2) масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную;
3) стереотипные рабочие движения;
4) статическая нагрузка;
5) рабочая поза;
6) наклоны корпуса;
7) перемещение в пространстве.
Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда по напряженности трудового процесса осуществляется по следующим показателям:
1) плотность сигналов и сообщений (световых, звуковых) в среднем за 1 час работы, поступающих как со специальных устройств (видеотерминалов, сигнальных устройств, шкал приборов), так и при речевом сообщении, в том числе по средствам связи;
2) число производственных объектов одновременного наблюдения;
3) работа с оптическими приборами (% времени рабочего дня (смены), в качестве которых используются устройства, используемые в производственном процессе с применением оптических элементов для увеличения размеров рассматриваемого объекта (лупы, микроскопы, дефектоскопы), либо используемые для повышения разрешающей способности прибора или улучшения видимости (бинокли), за исключением различных устройств для отображения информации (дисплеи), в которых оптические элементы не используются (различные индикаторы и шкалы, покрытые стеклянной или прозрачной пластмассовой крышкой);
4) нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю);
5) монотонность нагрузок (число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях; время активных действий; монотонность производственной обстановки).
19. Общие требования к доступности и безопасности труда инвалидов с учетом нарушений функций их организма изложены в национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 57958-2017 «Условия труда инвалидов. Требования доступности и безопасности» (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2017 г. № 1776-ст).
При трудоустройстве инвалида необходимо учитывать вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, влияющие на здоровье инвалида; согласно положениям подпунктов 2 и 3 пункта 2 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ), при поступлении на работу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе проводится предварительный медицинский осмотр, а также в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников проводится периодический медицинский осмотр.
Таким образом, допуск к осуществлению трудовой (профессиональной) деятельности работников, включая инвалидов, определяется врачебной комиссией медицинской организации в соответствии с функцией, регламентированной пунктом 4.5 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 г. № 502н; наличие патологии, ограничивающей работу в отдельных отраслях пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений и др.; нарушенные функции организма и профессиональные навыки инвалидов, с ориентацией на приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 988н/1420н «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры», приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».
20. Согласно положениям подпунктов 2 и 3 пункта 2 статьи 46 Федерального закона № 323-ФЗ при поступлении на работу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе проводится предварительный медицинский осмотр, а также в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников проводится периодический медицинский осмотр. При приеме на обучение в случае, предусмотренном частью 7 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующим должности, профессии или специальности.
Таким образом, допуск к осуществлению трудовой (профессиональной) деятельности работников, включая инвалидов, а также допуск к учебной деятельности при приеме на обучение в случае, предусмотренном частью 7 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2013 г. № 697 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности», включая инвалидов, определяется врачебной комиссией медицинской организации в соответствии с функцией, регламентированной пунктом 4.5 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 года № 502н.
IV. Требования к созданию специальных рабочих мест
21. Статьей 39 Федерального закона № 565-ФЗ определено понятие «специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов» - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения.
22. Потребность в оснащении (оборудовании) специального рабочего места отражена в ИПРА для инвалидов по зрению, по слуху, с одновременным нарушением функции зрения и слуха, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, в том числе передвигающихся с использованием кресла-коляски, а также с прочими нарушениями. Оборудование (оснащение) специальных рабочих мест для инвалидов, использование на рабочих местах инвалидов вспомогательных и технических средств будет способствовать обеспечению возможности беспрепятственного выполнения инвалидами трудовых операций.
23. Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности определены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».
Оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем индивидуально для конкретного инвалида, а также для группы инвалидов, имеющих однотипные нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности, и включает в себя следующие этапы:
а) анализ потребностей инвалида (группы инвалидов) в ИПРА, программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с характером труда инвалида, его трудовыми функциями, технологическими, психологическими и метеорологическими особенностями выполнения трудовых функций на специальном рабочем месте;
б) формирование перечня мероприятий, направленных на оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, включая разработку перечня основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования, применение которых обеспечивает реализацию инвалидом его трудовых функций;
в) реализация перечня мероприятий, направленных на оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, включая приобретение, монтаж и настройку основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования, применение которых обеспечивает реализацию инвалидом его трудовых функций.
24. Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов с учетом выполняемой трудовой функции предусматривают:
для инвалидов по зрению - слабовидящих:
а) оснащение (оборудование) специального рабочего места общим и местным освещением, обеспечивающим беспрепятственное нахождение инвалидом по зрению - слабовидящим своего рабочего места и выполнение трудовых функций, видеоувеличителями, лупами;
б) в случае, если трудовые функции инвалидов по зрению - слабовидящих предполагают работу с использованием компьютерной техники - оснащение (оборудование) специального рабочего места адаптированными видеодисплеями, программными средствами для контрастирования и укрупнения шрифта с учетом международного стандарта доступности веб-контента и веб-сервисов, принтерами для печати крупным шрифтом;
для инвалидов по зрению - слепых:
а) оснащение (оборудование) специального рабочего места тифлотехническими ориентирами и устройствами, с возможностью использования крупного рельефно-контрастного шрифта и шрифта Брайля, акустическими навигационными средствами, обеспечивающими беспрепятственное нахождение инвалидом по зрению - слепого своего рабочего места и выполнение трудовых функций;
б) озвучивание визуальной информации с использованием дополнительных периферийных устройств и электронных тифлотехнических средств функционального назначения, обеспечивающих возможность выполнения работы без зрительного контроля;
в) оснащение (оборудование) специального рабочего места средствами для письма рельефно-точечным и плоскопечатным шрифтом, в том числе грифелями, тетрадями и блокнотами для письма рельефно-точечным шрифтом, приборами для письма шрифтом Брайля, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой;
г) для рабочего места, предполагающего работу на компьютере - оснащение специальным компьютерным оборудованием и оргтехникой с возможностью использования крупного рельефно-контрастного шрифта и шрифта Брайля (дисплей Брайля и клавиатура Брайля), озвучивания визуальной информации на экране монитора с использованием специальных аппаратных и программных средств, в том числе, адаптированного тактильного дисплея и аудиодисплея (синтезатора речи);
для инвалидов по слуху - слабослышащих предусматривают оснащение (оборудование) специального рабочего места звукоусиливающей аппаратурой, телефонами громкоговорящими;
для инвалидов по слуху - глухих:
а) оснащение (оборудование) специального рабочего места визуальными индикаторами, преобразующими звуковые сигналы в световые, речевые сигналы в текстовую бегущую строку, для беспрепятственного нахождения инвалидом по слуху - глухого своего рабочего места и выполнения работы;
б) для рабочего места, предполагающего работу на компьютере - оснащение (оборудование) специального рабочего места визуальными индикаторами, преобразующими звуковые сигналы в световые, речевые сигналы в текстовую бегущую строку;
для инвалидов с одновременным нарушением функции зрения и слуха - слепоглухих:
а) оснащение (оборудование) специального рабочего места тактильными тифлотехническими устройствами для беспрепятственного нахождения инвалидом с одновременным нарушением функции зрения и слуха - слепоглухим своего рабочего места и выполнения работы, электронными тифлотехническими средствами функционального назначения, обеспечивающими возможность выполнения работы без зрительного и слухового контроля;
б) для рабочего места, предполагающего работу на компьютере - оснащение (оборудование) специального рабочего места тифлотехническими устройствами, устройством телетайпной связи, подсоединяемым к брайлевскому дисплею, тифлоорганайзером, с использованием дополнительных периферийных устройств и электронных тифлотехнических средств функционального назначения, обеспечивающими возможность выполнения работы без зрительного и слухового контроля;
в) предоставление работодателем по соглашению с работником возможности получения последним услуг тифлосурдопереводчика на специальном рабочем месте;
для инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата:
а) оснащение (оборудование) специального рабочего места оборудованием, обеспечивающим реализацию эргономических принципов (максимально удобное для инвалида расположение элементов, составляющих рабочее место), механизмами и устройствами, позволяющими изменять высоту и наклон рабочей поверхности, положение сиденья рабочего стула по высоте и наклону, угол наклона спинки рабочего стула, оснащение специальным сиденьем, обеспечивающим компенсацию усилия при вставании, специальными приспособлениями для управления и обслуживания этого оборудования, а также устройствами для захвата и удержания предметов и деталей, компенсирующими полностью или частично, либо замещающими нарушения функций и (или) структур организма, а также ограничения жизнедеятельности инвалидов;
б) для рабочего места, предполагающего работу на компьютере, оснащение (оборудование) специального рабочего места специальными механизмами и устройствами, позволяющими изменять высоту и наклон рабочей поверхности, положение сиденья рабочего стула по высоте и наклону, угол наклона спинки рабочего стула, оснащение специальным сиденьем, обеспечивающим компенсацию усилия при вставании, в случае необходимости - специальной клавиатурой, специальной компьютерной мышью различного целевого назначения;
для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках:
а) оснащение (оборудование) специального рабочего места оборудованием, обеспечивающим возможность подъезда к рабочему месту и разворота кресла-коляски. Пространство под элементами оборудования должно создавать условия подъезда и работы на кресле-коляске;
б) для рабочего места, предполагающего работу на компьютере - оснащение (оборудование) специального рабочего места мебелью, пространство под элементами которой должно создавать условия подъезда и работы на кресле-коляске.
25. Перечень вспомогательных и технических средств для оборудования специальных рабочих мест для инвалидов приводится в национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9999-2019 «Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология» (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 августа 2019 г. № 586-ст).
Кроме того, общие требования к организации рабочих мест отдельных категорий инвалидов определены в следующих национальных стандартах Российской Федерации:
ГОСТ Р 51645-2017 Рабочее место для инвалида по зрению типовое специальное компьютерное. Технические требования к оборудованию и к производственной среде (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2017 г. № 1773-ст);
ГОСТ Р 52874-2021 Рабочее место для инвалидов по зрению специальное. Порядок разработки и сопровождения (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 июля 2021 г. № 625-ст);
ГОСТ Р 57959-2017 Реабилитация инвалидов. Рабочее место для инвалида с поражением опорно-двигательного аппарата (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2017 г. № 1777-ст).
26. Нуждаемость в проведении производственной адаптации (социально-психологической и (или) социально-производственной) также содержится в ИПРА, которая оценивается учреждением МСЭ по результатам проведенной экспертно-реабилитационной диагностики после установления возможности выполнения конкретным инвалидом прежней трудовой и профессиональной деятельности в измененных условиях труда, либо после установления необходимости формирования у инвалида новых трудовых и профессиональных навыков в соответствии с нарушенными функциями его организма и ограничениями жизнедеятельности.
Производственная адаптация - деятельность по содействию приспособления инвалида к условиям профессиональной среды (социальной и производственной), содержанию, режиму, условиям, характеру профессиональной деятельности, трудовому коллективу на основе определения оптимального уровня производственных нагрузок, связанных с исполнением требований рекомендуемой профессиональной деятельности в условиях конкретного производства, в целях создания благоприятных условий для максимально эффективной реализации трудовых возможностей и реабилитационного потенциала.
Социально-производственная адаптация может включать в себя следующие мероприятия:
создание специально созданных условий труда;
создание специального рабочего места;
обеспечение рабочего места специализированным основным и вспомогательным оборудованием;
обеспечение техническими средствами, необходимыми для эффективного выполнения профессиональной деятельности.
Социально-психологическая адаптация предполагает социально-психологическое и социальное сопровождение в процессе закрепления инвалида на рабочем месте с использованием наставничества.
Производственная адаптация осуществляется в том числе посредством сопровождения трудовой деятельности, путем оказания помощи при освоении и выполнении трудовых функций, адаптации в трудовом коллективе.
Реализация мероприятий по производственной адаптации работодателями осуществляется с учетом оптимальных для инвалида с теми или иными нарушениями функций организма видов трудовой и профессиональной деятельности и видов трудовой и профессиональной деятельности, выполнение которых может быть для него затруднено, при условии возможности создания соответствующих условий труда и (или) оборудования (оснащения) рабочего места инвалида соответствующим образом.
V. Мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов
27. Мероприятия по профессиональной реабилитации или абилитации инвалидов реализуются в соответствии с принципами активной занятости.
При согласии инвалида на обращение к нему специалистов органов службы занятости в целях оказания ему содействия в трудоустройстве и подборе подходящего рабочего места, отраженном в выписке из ИПРА, специалистам службы занятости целесообразно провести анализ профессиональных и медико-социальных факторов для определения дальнейшей тактики по реализации мероприятий по профессиональной реабилитации или абилитации инвалида.
28. Если инвалид является выпускником организации, осуществляющей образовательную деятельность, то его профессиональная абилитация начинается с профессиональной ориентации с целью подбора сферы и вида деятельности в соответствии с его профессиональным образованием, умениями, особенностями его здоровья и ограничениями жизнедеятельности, а также содействия в приобретении практического опыта работы путем организации временного трудоустройства как на рабочем месте по квалификации, полученной в результате освоения основной профессиональной образовательной программы (по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования) и (или) полученной в процессе профессионального обучения, так и на рабочем месте по освоенной области профессиональной деятельности.
29. Для инвалидов, не имеющих профессии, профессиональная абилитация начинается с профессиональной ориентации с целью выбора будущей профессии, направления профессионального образования или профессионального обучения, а также подбора подходящей образовательной организации с точки зрения доступности инфраструктуры, программ образования.
30. Для ранее работавших инвалидов, утративших работу в связи с состоянием здоровья, первым мероприятием по содействию их трудоустройству специалистами органов службы занятости является оценка возможности возврата инвалида к прежнему виду трудовой и профессиональной деятельности (основной профессии, специальности) с измененными условиями труда.
При невозможности работы инвалида по основной профессии проводится профессиональная ориентация с целью подбора оптимальных видов труда с учетом нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности, выбора новой профессии максимально близкой по содержанию работы с доступными условиями труда. Определяются пути получения новой профессии.
31. Для лиц, получивших инвалидность в результате ранения или травмы в ходе специальной военной операции (далее - СВО), потребность в профессиональной ориентации выявляется в процессе МСЭ при потере военной профессии, невозможности вернуться к профессии, имевшейся в мирной жизни, или отсутствии таковой до участия в СВО. Потребность в профессиональном образовании или профессиональном обучении определяется в следующих случаях:
невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации, отсутствия профессионального образования, профессиональной подготовки;
необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
гражданином утрачены способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
32. Профессиональная переподготовка инвалидов вследствие военной травмы осуществляется с учетом их индивидуальных особенностей, преемственности профессионального развития человека до и после увольнения с военной службы. При подборе профессии для освоения и последующего трудоустройства необходимо учитывать, что на рынке труда наиболее благополучно чувствуют себя бывшие военнослужащие, военно-учетная специальность которых имеет прямые аналоги или родственные специальности в гражданских сферах деятельности - медицинской, юридической, финансовой, административной и т.п.
Органами службы занятости предоставляется мера поддержки по содействию приоритетному трудоустройству граждан, которые завершили прохождение военной службы по мобилизации или военной службы по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», либо у которых прекратилось действие заключенного ими контракта о пребывании в добровольческом формировании, предусмотренном Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», а также граждан, относящихся к членам их семей в соответствии с пунктами 5 и 5.1 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
33. В соответствии с Федеральным законом № 565-ФЗ в целях трудоустройства незанятых инвалидов, органы службы занятости при взаимодействии с работодателями организуют сопровождение при содействии занятости инвалидов, нуждающихся в данном сопровождении - оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, в том числе создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя.
34. В целях охвата всех категорий инвалидов полезной занятостью, включения их в активную деятельность в соответствии с Концепцией и Федеральным законом № 181-ФЗ вводятся новые виды занятости, такие как сопровождаемая трудовая деятельность (трудовой деятельности инвалидов трудоспособного возраста, в том числе на специальных рабочих местах, осуществляемой с помощью других лиц) и социальная занятость инвалидов (деятельность инвалидов, не являющихся занятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения в связи с имеющимися у них значительно выраженными ограничениями способности к трудовой деятельности и способных к осуществлению несложных (простых) видов деятельности исключительно с помощью других лиц). Социальная занятость инвалидов направлена на социальную адаптацию и вовлеченность инвалидов в жизнь общества, осуществляется с согласия инвалидов на возмездной или безвозмездной основе.
35. Для инвалидов с третьей степенью ограничения способности к трудовой деятельности при выраженной мотивации для осуществления трудовой деятельности при благоприятном трудовом прогнозе подбор профессий, должностей и видов работ производится индивидуально с учетом нуждаемости инвалида в значительной помощи других лиц при осуществлении сопровождаемой трудовой деятельности или социальной занятости.
В целях подбора профессии для профессионального образования, профессиональной подготовки и последующего трудоустройства может быть использован список наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. № 831, а также перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2021 г. № 2443-р.
Кроме того, можно ориентироваться на актуальные перечни новых и перспективных профессий, таких как Государственный информационный ресурс «Справочник профессий», Альманах «Атлас доступных профессий. Региональный опыт» (ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования»), Атлас профессий будущего от Сбера и НИУ ВШЭ; Лучшие профессии на сайте Центра профориентации ПрофГид; перечень топ вакансий на рынке труда региона и др.
36. Общие характеристики видов трудовой деятельности, оптимальные для инвалидов при различных нарушениях функций организма, и видов трудовой деятельности, выполнение которых может быть для инвалидов при данных нарушениях затруднено, приведены в приложении № 2 к Методическим рекомендациям.
37. Дополнительно к стойким нарушениям функций организма инвалидов, вызванных нарушением его здоровья, перечисленных в ИПРА в рекомендациях о противопоказанных видах трудовой деятельности, приводятся оптимальные виды труда для инвалидов с нарушениями психических функций (без интеллектуальных нарушений), с нарушениями коммуникации (расстройствами аутистического спектра без интеллектуальных нарушений), с выраженными и значительно выраженными множественными нарушениями, значительно выраженными нарушениями интеллектуальных функций (при третьей степени ограничения способности к труду) и виды трудовой деятельности, выполнение которых может быть при данных нарушениях затруднено.
38. Допускаются и другие характеристики видов трудовой деятельности в зависимости от состояния здоровья, стойких нарушений функций организма, ограничений жизнедеятельности, группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»), основной профессии (специальности), рабочего места, на которое трудоустраивается (трудоустроен) конкретный инвалид и иных факторов.
Приложение № 1
к методическим рекомендациям
по подбору рекомендуемых видов трудовой
и профессиональной деятельности инвалидам
с учетом нарушенных функций организма
и ограничений их жизнедеятельности,
утвержденным приказом Министерства труда
и социальной защиты Российской Федерации
от 1 октября 2024 г. № 518
ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, С УЧЕТОМ КОТОРЫХ РАЗРАБОТАНЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ВИДОВ
ТРУДОВОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДАМ С УЧЕТОМ
НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА И ОГРАНИЧЕНИЙ
ИХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
2. Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
4. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»;
5. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
6. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
7. Трудовой кодекс Российской Федерации;
8. Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 г.;
9. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
10. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
11. Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»;
12. постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»;
13. постановление Правительства Российской Федерации от 14 марта 2022 г. № 366 «Об утверждении Правил выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место»;
14. распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2021 г. № 2443-р «Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации»;
15. распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 г. № 3711-р «Об утверждении Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года»;
16. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51645-2017 «Рабочее место для инвалида по зрению типовое специальное компьютерное. Технические требования к оборудованию и к производственной среде» (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2017 г. № 1773-ст);
17. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57958-2017 «Условия труда инвалидов. Требования доступности и безопасности» (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2017 г. № 1776-ст);
18. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57959-2017 «Реабилитация инвалидов. Рабочее место для инвалида с поражением опорно-двигательного аппарата» (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2017 г. № 1777-ст);
19. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9999-2019 «Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология» (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 августа 2019 г. № 586-ст);
20. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52874-2021 «Рабочее место для инвалидов по зрению специальное. Порядок разработки и сопровождения» (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 июля 2021 г. № 625-ст);
21. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), принятый постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 367;
22. Приказ Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 г. № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»;
23. приказ Минтруда России от 19 ноября 2013 г. № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»;
24. ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий (принят и введен в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2020-ст);
25. приказ Минздрава России от 5 мая 2016 г. № 282н «Об утверждении Порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности и формы медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ»;
26. приказ Минтруда России от 1 февраля 2018 г. № 46 «Об утверждении методических рекомендаций для специалистов органов службы занятости населения по организации работы с инвалидами, в том числе по оценке значимости нарушенных функций организма инвалида для выполнения трудовых функций»;
27. приказ Минтруда России и Минздрава России от 31 декабря 2020 г. № 988н/1420н «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры»;
28. приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»;
29. приказ Минтруда России от 30 декабря 2022 г. № 831 «Об утверждении списка наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования»;
30. приказ Минтруда России от 26 июня 2023 г. № 545н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»;
31. приказ Минтруда России от 21 ноября 2023 г. № 817н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».
Приложение № 2
к методическим рекомендации
по подбору рекомендуемых видов трудовой
и профессиональной деятельности инвалидам
с учетом нарушенных функций организма
и ограничений их жизнедеятельности,
утвержденным приказом Министерства труда
и социальной защиты Российской Федерации
от 1 октября 2024 г. № 518
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ВИДОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОПТИМАЛЬНЫХ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
ПРИ РАЗЛИЧНЫХ НАРУШЕНИЯХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА, И ВИДОВ ТРУДОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ МОЖЕТ БЫТЬ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
ПРИ ДАННЫХ НАРУШЕНИЯХ ЗАТРУДНЕНО
Оптимальные виды трудовой деятельности Виды трудовой деятельности, выполнение которых может быть затруднено
Нарушение функции зрения
Умственный труд, легкий или средней тяжести стереотипный физический труд, смешанные виды труда в комфортных привычных условиях, не требующие зрительного контроля за процессом работы, ручной, машинно-ручной труд, труд, связанный с преобладанием функциональных средств, любой труд по форме организации трудовой и профессиональной деятельности, по признаку основных орудий (средств) труда, любого уровня квалификации Любые виды трудовой и профессиональной деятельности в меняющихся непривычных условиях, связанные с постоянным зрительным контролем за процессом работы
Нарушение функции слуха
Умственный труд, физический труд, смешанные виды труда без контакта с нейро- и ототоксическими веществами, ультразвуком, любой труд по форме организации трудовой и профессиональной деятельности, по признаку основных орудий (средств) труда, любого уровня квалификации Любые виды трудовой и профессиональной деятельности, связанные с контролем за процессом работы с помощью слуха, требующие реакции на звуковые сигналы и (или) постоянного взаимного речевого контакта с большим количеством людей
Одновременное нарушение функций зрения и слуха
Умственный труд, легкий и средней тяжести стереотипный физический труд, смешанные виды труда в комфортных привычных условиях, предпочтительно в бригаде, группе, дистанционная работа, в том числе с применением компьютерных технологий Любые виды трудовой и профессиональной деятельности в меняющихся непривычных условиях, связанные с постоянным зрительным контролем, контролем с помощью слуха за процессом работы, требующие реакции на звуковые сигналы и (или) постоянного взаимного речевого контакта с большим количеством людей
Нарушение функции верхних конечностей
Умственный труд, легкий или средней тяжести физический труд, смешанные виды труда, предпочтительно связанные с применением автоматических и автоматизированных систем, функциональных средств труда, дистанционная работа, в том числе с применением компьютерных технологий, труд любого уровня квалификации Любые виды трудовой деятельности, связанные с необходимостью повышенной статической и динамической нагрузки на верхние конечности, требующие точных, быстрых скоординированных движений руками, с предписанным темпом, повышенной статической и динамической нагрузкой на верхние конечности, воздействием вибрации, высоких и низких температур, с выполнением точного и прочного захвата и удержания предметов, с выполнением тонких точных манипуляций пальцами кистей рук, с подъемом, переносом и удержанием тяжестей
Нарушение функций нижних конечностей
Умственный труд, легкий или средней тяжести физический труд, смешанные виды труда, предпочтительно с применением автоматических и автоматизированных систем, функциональных средств труда, дистанционная работа, в том числе с применением компьютерных технологий. Труд любого уровня квалификации Любые виды трудовой деятельности, связанные с необходимостью повышенной статической и динамической нагрузки на нижние конечности, быстрого передвижения в пространстве, сгибания и разгибания суставов нижних конечностей, использования нижних конечностей при нажатии на педали и рычаги
Нарушение функций опорно-двигательного аппарата, вызывающее необходимость использования кресла-коляски
Умственный труд, легкий или средней тяжести физический и ручной труд, любого уровня квалификации в комфортных условиях, смешанные виды труда, предпочтительно с применением автоматических и автоматизированных систем, функциональных средств труда, дистанционная работа, в том числе с применением компьютерных технологий Любые виды трудовой деятельности, связанные с необходимостью быстрого передвижения в пространстве
Нарушение интеллекта
Стереотипный физический труд, регламентированный (с определенным распорядком работы), предпочтительно в бригаде, группе, неквалифицированный ручной, машинно-ручной труд с использованием упрощенных в применении рабочих инструментов, преимущественно в сферах «человек - природа», «человек - техника», «человек - художественный образ», с постоянным контролем и при необходимости с сопровождением и помощью в формировании пути передвижения до места работы и обратно, по территории работодателя, труд в надомных условиях Умственный труд, нестереотипный физический труд с самостоятельным решением сложных и альтернативных задач, концентрацией внимания, высокой точностью выполнения работ, высокой скоростью реакции, материальной ответственностью, подсчетами, в неблагоприятных факторах производственной среды, в экстремальных условиях деятельности, с производственным контактом с большим количеством людей
Нарушение языковых и речевых функций
Умственный труд, физический труд любого уровня квалификации, смешанные виды труда Любые виды трудовой и профессиональной деятельности, требующие постоянного взаимного речевого контакта с большим количеством людей, речевой нагрузки
Нарушение функций сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, эндокринной системы и метаболизма, системы крови и иммунной системы
Умственный труд, легкий или средней тяжести физический нерегламентированный труд, смешанные виды труда в комфортных условиях, предпочтительно с применением автоматических и автоматизированных систем, функциональных средств труда, дистанционная работа, в том числе с применением компьютерных технологий Любые виды трудовой и профессиональной деятельности, требующие физической выносливости, связанные со стрессами, эмоциональным напряжением, с длительной ходьбой, быстрым предписанным темпом, с необходимостью пребывания в неудобной позе, в неблагоприятных факторах производственной среды
Нарушение мочевыделительной функции
Умственный труд, легкий или средней тяжести физический труд, смешанные виды труда, дистанционная работа, в том числе с применением компьютерных технологий Любые виды трудовой и профессиональной деятельности, связанные со стрессами, эмоциональным напряжением, с воздействием низких или высоких температур, повышенной влажности, вибрации, контакта с нефротоксическими ядами, требующие физической выносливости, в неблагоприятных факторах производственной среды
Нарушение функций кожи и связанных с ней систем
Умственный труд, легкий и средней тяжести физический труд, смешанные виды труда, дистанционная работа, в том числе с применением компьютерных технологий Любые виды трудовой и профессиональной деятельности, связанные со стрессами, эмоциональным напряжением, с контактом с раздражающими кожу веществами, с воздействием пыли, высоких и низких температур, повышенной влажности
Нарушения, обусловленные физическим внешним уродством
Умственный труд, физический труд, смешанные виды труда, дистанционная работа, в том числе с применением компьютерных технологий Любые виды труда, связанные с публичной деятельностью, необходимостью личного визуального контакта с большим количеством людей
Нарушения психических функций (без интеллектуальных нарушений)
Разнообразный умственный или физический труд, смешанные виды труда, труд, связанный с преобладанием функциональных средств, творческого и эвристического характера, труд в комфортных условиях, дистанционная работа, в том числе с применением компьютерных технологий, труд любого уровня квалификации Профессиональная деятельность, связанная с источниками повышенной опасности, в экстремальных условиях, в пищевой промышленности, общественном питании и торговле, с материальной ответственностью
Нарушения коммуникации
(расстройства аутистического спектра без интеллектуальных нарушений)
Умственный и легкий физический труд, труд по программированию, подготовке информации, нерегламентированный (со свободным распорядком работы), индивидуальный, труд любого уровня квалификации, неквалифицированный труд Профессиональная деятельность, связанная с источниками повышенной опасности, с производственным контактом с большим количеством людей, в экстремальных условиях, в пищевой промышленности, с материальной ответственностью
Выраженные и значительно выраженные множественные нарушения, значительно выраженные нарушения интеллектуальных функций
(при третьей степени ограничения способности к труду)
Легкий физический труд со значительной помощью других лиц, ручной труд, машинно-ручной труд, регламентированный (с определенным распорядком работы), неквалифицированный простой труд, в комфортных условиях, социальная занятость Умственный труд, нестереотипный физический труд с концентрацией внимания, высокой точностью выполнения работ, высокой скоростью реакции, материальной ответственностью, подсчетами, в неблагоприятных факторах производственной среды, в экстремальных условиях деятельности
Допускаются и другие характеристики видов трудовой деятельности в зависимости от состояния здоровья, стойких нарушений функций организма, ограничений жизнедеятельности, группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»), основной профессии (должности, специальности), рабочего места, на которое трудоустраивается (трудоустроен) конкретный инвалид и иные факторы.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»