Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа
№А42-10292/2023 от 03.09.2024
Об отсутствии ответственности за несвоевременное представление сведений в СФР в связи со сбоем ПО
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи
Трощенко Е.И.,
рассмотрев 03.09.2024 в порядке упрощенного производства без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.02.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2024 по делу № А42-10292/2023,
у с т а н о в и л:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4», адрес: 184530, Мурманская обл., г. Оленегорск, Южная ул., д.11А, ОГРН 1025100676204, ИНН 5108000510 (далее - учреждение, заявитель), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области, адрес: 183025, г. Мурманск, ул. Полярные Зори, д. 26, ОГРН 1025100846814, ИНН 5191120055 (далее – фонд), от 03.11.2023 № 510223400011803.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Решением суда первой инстанции в виде резолютивной части от 15.02.2024 (мотивированное решение изготовлено 26.02.2024) заявление удовлетворено, постановлением апелляционного суда от 06.05.2024 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 26.02.2024 и постановление от 06.05.2024 отменить, принять по делу новый судебный акт – об отказе в удовлетворении требований.
По мнению подателя жалобы, требования неправомерно удовлетворены, заявитель нарушил срок представления запрошенных сведений, в связи с чем ему правомерно начислен штраф, оператор электронного документооборота АО «Калуга Астрал» представил суду недостоверную информацию, которая не подтверждает отсутствие вины заявителя, оператор электронного документооборота АО «Калуга Астрал» получил сообщение от фонда и не сформировал сообщение для дальнейшего направления страхователю, следовательно, сообщение получено учреждением 25.07.2023.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения. В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Как следует из материалов дела, фондом проведена камеральная проверка учреждения на основе представленных страхователем сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения.
В ходе проверки фондом установлено, что в нарушение части 8 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) учреждением несвоевременно представлены сведения, необходимые для назначения и выплаты страхового обеспечения – пособия по временной нетрудоспособности застрахованной Ильющиц Светлане Александровне по листку нетрудоспособности № 910184408376, выданному 11.07.2023, дата закрытия 25.07.2023.
По результатам проверки составлен акт от 27.09.2023 № 510223400011801. Решением от 03.11.2023 № 510223400011803 учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 15.2 Закона № 255-ФЗ, в виде штрафа в сумме 5 000 руб.
Ссылаясь на наличие технического сбоя в программе, и, как следствие, отсутствие вины в несвоевременном предоставлении сведений, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд удовлетворил заявление, согласившись с позицией учреждения об отсутствии в данном конкретном случае оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.2 Закона № 255-ФЗ, в виде штрафа в сумме 5 000 руб.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции и оставила решение без изменения.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно части 1 статьи 13 Закона № 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 этого Федерального закона, когда выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств страхователя), по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страховщиком.
В соответствии с частью 6 статьи 13 Закона № 255-ФЗ основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией и размещенный в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 8 статьи 13 Закона № 255-ФЗ страхователи не позднее трех рабочих дней со дня получения данных о закрытом листке нетрудоспособности, сформированном в форме электронного документа, передают в информационную систему страховщика в составе сведений для формирования электронного листка нетрудоспособности сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, подписанные с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, если иное не установлено данной статьей.
Согласно пункту 3 Правил получения Фондом социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 № 2010 (далее - Правила № 2010), информационное взаимодействие страхователей и страховщика в электронном виде осуществляется с использованием системы электронного документооборота страховщика.
В соответствии с пунктами 17, 19 Правил № 2010 после размещения электронного листка нетрудоспособности в государственной информационной системе «Единая интегрированная информационная система «Соцстрах» Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - информационная система страховщика) и завершения идентификации застрахованного лица и подтверждения факта его трудоустройства у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) оператор информационной системы страховщика направляет информацию об открытии электронного листка нетрудоспособности страхователю (страхователям) с использованием системы электронного документооборота.
Согласно пункту 22 Правил № 2010 страхователи не позднее трех рабочих дней со дня получения данных о закрытии электронного листка нетрудоспособности по запросу страховщика размещают в информационной системе страховщика необходимые сведения для назначения и выплаты пособий.
В соответствии с частью 3 статьи 15.2 Закона № 255-ФЗ нарушение страхователем установленного этим Федеральным законом срока представления страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, влечет взыскание с него штрафа в размере 5000 руб.
Согласно статье 26.22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ) нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признается виновное совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) страхователя, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность. Виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно (если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия)) или по неосторожности (если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших 8 вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать), что следует из частей 1 - 3 статьи 26.24 названного Закона.
Частью 4 статьи 26.24 Закона № 125-ФЗ вина организации в совершении правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения.
К обстоятельствам, исключающими вину лица в совершении правонарушения, статья 26.25 Закона № 125-ФЗ относит, в том числе иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения; при наличии таких обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения.
По мнению подателя жалобы, требования неправомерно удовлетворены, заявитель нарушил срок представления запрошенных сведений, в связи с чем ему правомерно начислен штраф, оператор электронного документооборота АО «Калуга Астрал» представил суду недостоверную информацию, которая не подтверждает отсутствие вины заявителя, оператор электронного документооборота АО «Калуга Астрал» получил сообщение от фонда и не сформировал сообщение для дальнейшего направления страхователю, следовательно, сообщение получено учреждением 25.07.2023.
Указанные доводы подлежат отклонению по следующим основаниям.
Привлекая страхователя к ответственности за несвоевременное предоставление сведений для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности Ильющиц С.А., находящейся согласно электронному листку нетрудоспособности № 910184408376 на больничном в период с 11.07.2023 по 25.07.2023, фонд исходил из того, что 25.07.2023 в 17:00:31 в адрес заявителя через информационную систему взаимодействия был направлен запрос о подтверждении данных, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, однако, ответ на этот запрос в установленный законом срок (до 28.07.2023) не был представлен.
Как установили суды, согласно представленным учреждением сведениям от АО «Калуга Астрал» (далее – оператор), посредством которого осуществлялось электронное взаимодействие с фондом, с 01.07.2023 при взаимодействии между сервисами оператора и системой социального документооборота (СЭДО) фонда наблюдалась нестабильная работа.
В целях выяснения обстоятельств неполучения учреждением запроса фонда от 25.07.2023 заявитель запросил у оператора акт технического анализа.
Представленные заявителем в материалы дела ответы оператора на запрос подтверждают нарушение работы при взаимодействии между сервисами оператора электронного документооборота (АО «Калуга Астрал») и СЭДО фонда.
Определением от 02.02.2024 суд по ходатайству ответчика истребовал у АО «Калуга Астрал» сведения о дате доставки (получения) учреждением запроса, направленного фондом автоматически по электронной системе взаимодействия 25.07.2023 в 17:00:31 (в соответствии с выгрузкой из программного обеспечения) либо о причинах, по которым запрос не был доставлен.
В ответ на запрос суда АО «Калуга Астрал» сообщило, что все транспортные сообщения передаются в контролирующий орган в зашифрованном виде, в связи с чем у специалистов оператора отсутствует техническая возможность ознакомиться с содержимым транспортных контейнеров.
Оператор подтвердил, что 25.07.2023 в адрес учреждения файлов неформализованного документооборота не поступало.
Вопреки доводам жалобы у судов отсутствовали основания сомневаться в достоверности информации, представленной по запросу суда.
Заявитель также представил в дело выгрузку из программного обеспечения, содержащую сведения о входящих запросах фонда за период с 25.07.2023 по 30.08.2023, свидетельствующую об отсутствии спорного входящего запроса в адрес учреждения на застрахованную Ильющиц С.А. в этот период.
Как правильно указали суды, фондом не представлено надлежащих и достаточных доказательств, подтверждающих получение заявителем спорного запроса, возможность представить необходимые сведения в установленный законом срок.
Указанные обстоятельства обоснованно расценены судами в качестве объективных препятствий, не позволяющих учреждению направить в адрес фонда сведения для назначения пособия по временной нетрудоспособности Ильющиц С.А. по электронному листку нетрудоспособности № 910184408376 в срок до 28.07.2023, в связи с чем суды правомерно сделали вывод об отсутствии в действиях заявителя вины в совершении нарушения, а соответственно, оснований для привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.2 Закона № 255-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судами, а также сделанных ими выводов.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.02.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2024 по делу № А42-10292/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области – без удовлетворения.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»