Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№30-01-11/29226 от 01.04.2024

О предложении по внесению изменений в законодательство РФ в части расширения перечня случаев освобождения от применения ККТ при расчетах по разовым сделкам, в том числе через агента

Вопрос: О предложении по внесению изменений в законодательство РФ в части расширения перечня случаев освобождения от применения ККТ при расчетах по разовым сделкам, в том числе через агента.

Ответ: Департамент анализа эффективности преференциальных налоговых режимов рассмотрел обращение, поступившее письмом от 26.03.2024, зарегистрированное в Минфине России 27.03.2024, и сообщает следующее.

В целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров, Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) определены правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации.

Так, контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ (пункт 1 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ).

Положениями статьи 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ определен термин «расчеты», под которым понимаются, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, а также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов.

При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае представления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на представленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме - на адрес электронной почты), если иное не установлено Федеральным законом № 54-ФЗ (пункт 2 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ).

Под разовой сделкой понимается сделка, экономическая суть которой отличается от основной деятельности организации и которая осуществляется на разовой основе (пункт 9 статьи 105.7 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, Федеральный закон № 54-ФЗ предусматривает обязательное применение контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов между организациями или индивидуальными предпринимателями и покупателями (клиентами) - физическими лицами за товары (работы, услуги), в том числе по разовой сделке.

Применение контрольно-кассовой техники и выдача (направление) покупателю кассового чека гарантируют, прежде всего, защиту прав потребителя, а также способствуют минимизации схем уклонения от налогообложения.

В этой связи расширение круга субъектов, имеющих право не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов по разовым сделкам, может привести к злоупотреблению таким правом как при соотнесении расчетных операций с дополнительным или основным видом деятельности, так и при периодичности совершения таких сделок, что, в свою очередь, скажется на исчислении и уплате налоговых платежей вследствие неполного учета выручки.

Кроме того, обращается внимание, что согласно пункту 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. При этом по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Таким образом, если агент совершает сделку с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, обязанность по применению контрольно-кассовой техники и выдаче (направлению) кассового чека (бланка строгой отчетности) покупателю (клиенту) возникает у агента.

Учитывая изложенное, Минфин России считает нецелесообразным внесение изменений в законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, предусматривающее расширение перечня случаев освобождения от применения контрольно-кассовой техники организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении разовых сделок.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 №03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.



Заместитель директора Департамента анализа эффективности преференциальных налоговых режимов А.Т.ЗАИТОВ

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x