Письмо Министерства финансов РФ
№03-04-09/91985 от 27.09.2023
О предложении по уплате налоговыми агентами НДФЛ по месту жительства налогоплательщика
Департамент налоговой политики (далее - Департамент) рассмотрел обращение и по вопросу налогообложения доходов физических лиц сообщает следующее.
Исходя из положений главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) исчисление, удержание из доходов налогоплательщика и перечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в большинстве случаев возложены на налоговых агентов.
К налоговым агентам относятся, в частности, российские организации, выплачивающие доходы, подлежащие налогообложению НДФЛ.
НДФЛ перечисляется по месту учета налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения (пункт 7 статьи 226 Кодекса).
Перечисление НДФЛ по месту учета налогового агента в настоящее время стимулирует местные власти к созданию благоприятных условий для ведения бизнеса на подведомственной им территории. Изменение такого порядка может стать дестимулирующим фактором.
Предлагаемое изменение порядка уплаты НДФЛ приведет к перераспределению доходов местных бюджетов, в том числе с формированием выпадающих доходов у части местных бюджетов, что не соответствует установленным в настоящее время подходам к стабильности и прогнозируемости на долгосрочный период налоговых доходов местных бюджетов.
Кроме того, реализация инициативы об уплате НДФЛ по месту жительства физического лица приведет к усложнению администрирования налога.
Так, зачисление НДФЛ по месту жительства налогоплательщика создаст дополнительную нагрузку на налоговых агентов в связи с существенным увеличением количества платежных поручений на перечисление НДФЛ в бюджетную систему Российской Федерации по каждому физическому лицу.
Также налоговым агентам необходимо будет отслеживать и контролировать смену места жительства физических лиц для перечисления НДФЛ в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Соответственно, указанный порядок негативно отразится на работе налоговых агентов.
В случае перечисления налоговым агентом НДФЛ по неправильным реквизитам, например, в ситуации, когда работник сменил место жительства, не уведомив при этом налогового агента, налог будет уплачен не по назначению, в связи с чем возникнет недоимка, а также увеличится объем невыясненных поступлений.
У налоговых органов возникнут сложности, связанные с осуществлением контроля за полнотой и своевременностью перечисления сумм НДФЛ как в целом по налоговому агенту, так и по каждому налогоплательщику. Налоговые органы обязаны будут вести специальные налоговые счета на каждого налогоплательщика, что может создать условия для отказа работодателей в трудоустройстве лиц, проживающих в субъектах Российской Федерации и (или) муниципальных образованиях не по месту учета работодателей, что будет иметь отрицательные социально-экономические последствия.
Учитывая изложенное, предложение об изменении порядка зачисления НДФЛ по месту жительства налогоплательщика не поддерживается.
Одновременно сообщаем, что ранее физлицо по вышеуказанному вопросу в Департамент не обращалось.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»