Письмо Федеральной налоговой службы
№ЗГ-3-26/10692 от 16.08.2023
Об указании в машиночитаемой доверенности кодов полномочий уполномоченного представителя
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение ООО <...> по вопросу указания в машиночитаемой доверенности кодов полномочий уполномоченного представителя, сообщает, что в настоящее время полномочия представителя, которые могут быть указаны в доверенности, предназначенной для осуществления взаимодействия с налоговыми органами в рамках отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, содержатся в Справочнике полномочий представителя налогоплательщика (СППР), актуальная версия которого размещается на официальном интернет-сайте ФНС России в разделе «Представление налоговой и бухгалтерской отчетности».
Указанный справочник актуализируется ФНС России по мере необходимости и встраивается в программное обеспечение налоговых органов и электронные сервисы на интернет-сайте ФНС России.
В текущей версии СППР коды 03, 21 и 22 предназначены для наделения уполномоченного представителя налогоплательщика полномочиями по подписанию и представлению в налоговые органы документов (в случае отсутствия для них отдельных кодов) и получению документов от налоговых органов, в том числе в рамках индивидуального информирования согласно приказу ФНС России от 29.12.2022 № ЕД-7-19/1295@ "Об утверждении «Методических рекомендаций по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме".
Одновременно сообщается, что ФНС России осуществляет свои полномочия на основании положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в том числе тех, которыми установлены возможность создания доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя (пунктом 3 статьи 29 Кодекса, далее - электронная доверенность), и полномочия по утверждению формата и порядка направления электронной доверенности по телекоммуникационным каналам связи (пунктом 5 статьи 80 Кодекса).
На основании указанных положений Кодекса издан приказ ФНС России от 30.04.2021 № ЕД-7-26/445@ Об утверждении формата доверенности, подтверждающей полномочия представителя налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме и порядка ее направления по телекоммуникационным каналам связи».
При соблюдении требований указанного приказа, уполномоченный представитель организации, на которого оформлена соответствующая электронная доверенность, Может осуществлять электронный документооборот с налоговыми органами от лица указанной организации в соответствии с приказом ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи», используя для подписания отчетности свою квалифицированную электронную подпись.
Обращаем внимание, что Федеральным законом от 31.07.2023 № 389-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в пункт 3 статьи 29 Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 01.03.2024, в соответствии с которыми уполномоченный представитель, указанный в пункте 5.1 статьи 23 Кодекса, осуществляет свои полномочия на основании электронной доверенности.
Также сообщаем, что направлять обращения в ФНС России можно в электронной форме с помощью сервисов «Обратиться в ФНС России» и «Личный кабинет». Это ускорит получение ответа.
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного крута лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»