Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-09/57075 от 20.06.2023

О принятии к вычету сумм НДС агентом, приобретающим товары (работы, услуги) от своего имени для двух и более принципалов.

В связи с обращением по вопросу применения налога на добавленную стоимость в ситуации и при условиях, изложенных в обращении, Департамент налоговой политики сообщает, что согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. № 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно отмечаем, что согласно пункту 2 статьи 171 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения данным налогом. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Пунктом 3.1 статьи 169 Кодекса установлено, что налогоплательщики в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени агента, обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.

Порядок заполнения счетов-фактур и ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур в том числе при приобретении товаров (работ, услуг) агентом от своего имени для принципала установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1137 (далее - постановление № 1137).

Согласно пункту 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением № 1137, при заполнении реквизитов счета-фактуры, выставляемого агентом принципалу по приобретенным для него товарам (работам, услугам) от своего имени, в строках 2 "Продавец", 2а "Адрес" и 2б "ИНН/КПП продавца" счета-фактуры указываются реквизиты налогоплательщика - продавца этих товаров (работ, услуг).

На основании абзаца шестого подпункта "о" и абзаца шестого подпункта "п" пункта 7 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением № 1137, при регистрации счета-фактуры, составленного агентом, приобретающим товары (работы, услуги) от своего имени для двух и более принципалов, в части 1 "Выставленные счета-фактуры" журнала учета в графах 14 и 15 указывается стоимость товаров (работ, услуг) и сумма налога на добавленную стоимость соответственно из граф 9 и 8 по строке "Всего к оплате" каждого счета-фактуры, выставленного продавцами в доле, предъявленной каждому принципалу.

Таким образом, агенты, приобретающие товары (работы, услуги) от своего имени для двух и более принципалов, счета-фактуры для принципалов составляют на основании каждого счета-фактуры, выставленного продавцами в доле, предъявленной каждому принципалу, и, соответственно, такие счета-фактуры являются документом, служащим основанием для принятия к вычету принципалом сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 


Заместитель директора Департамента В.А.ПРОКАЕВ

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x