Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Федеральной налоговой службы
№БС-4-11/4196@ от 06.04.2023

О пониженных взносах для отдельных категорий налогоплательщиков

Федеральная налоговая служба в связи с запросом Минвостокразвития России от 19.01.2023 № ПВ-16-14/516 в соответствии с протоколами заседания межведомственной рабочей группы по вопросам применения законодательства о налогах и сборах в отношении резидентов преференциальных режимов Дальнего Востока и Арктики направляет позицию ФНС России по вопросам отнесения рабочих мест резидентов территорий опережающего развития (далее - ТОР) и свободного порта Владивосток к новым рабочим местам для целей применения резидентами ТОР и СПВ единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6%, согласованную Минфином России.

Согласно подпунктам 12 и 13 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего развития в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 473-ФЗ), статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) установлены пониженные тарифы страховых взносов.

В соответствии с пунктом 10.1 статьи 427 Кодекса пониженные тарифы страховых взносов применяются резидентами ТОР и резидентами СПВ исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.

При этом право на применение пониженных тарифов страховых взносов не ставится в зависимость от размера средней заработной платы сотрудников резидентов ТОР и резидентов СПВ.

В целях пункта 10.1 статьи 427 Кодекса под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом ТОР и резидентом СПВ при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 473-ФЗ и Федеральным законом № 212-ФЗ (далее - соглашение об осуществлении деятельности) соответственно. При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОР или резидентом СПВ и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.

Перечень новых рабочих мест, создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, является неотъемлемой частью:

  • заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОР;
  • соглашения об осуществлении деятельности на ТОР;
  • бизнес-плана, представляемого для заключения соглашения об осуществлении деятельности в качестве резидента СПВ.

Таким образом, на этапе заключения соглашения об осуществлении деятельности перечень создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности новых рабочих мест с соответствующей квалификацией (в том числе решение о включении в него тех или иных работников административно-хозяйственного персонала: директора, бухгалтера и т.п.) определяется заявителем. При этом на этапе заключения соглашения об осуществлении деятельности уполномоченным органом должна производиться оценка целесообразности создания требуемого заявителем количества рабочих мест и его согласование.

В связи с изложенным резидент ТОР или резидент СПВ вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только к выплатам, начисляемым работающим по трудовым договорам физическим лицам независимо от даты заключения трудовых договоров (в том числе работникам административно-хозяйственного персонала), занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности, а также в самом соглашении и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОР или резидента СПВ.

В случае создания резидентом ТОР или резидентом СПВ большего количества рабочих мест, используемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, чем это было запланировано им при заключении такого соглашения, а также несовпадения наименований должностей применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат работникам, занятым исполнением соглашения об осуществлении деятельности на дополнительно созданных новых рабочих местах, возможно только после согласования нового перечня рабочих мест с уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и заключения дополнительного соглашения к соглашению об осуществлении деятельности.

Учитывая изложенное, ФНС России по вопросам отнесения рабочих мест резидентов ТОР и СПВ к новым рабочим местам в целях применения единого пониженного тарифа страховых взносов сообщает.

1. При создании резидентом ТОР или СПВ дополнительных рабочих мест, используемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, применение единого пониженного тарифа страховых взносов в отношении выплат работникам, которые ранее были заняты у резидента ТОР или СПВ в деятельности, не предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности, и переведены на эти дополнительно созданные новые рабочие места, возможно только после согласования нового перечня рабочих мест с уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и заключения дополнительного соглашения к соглашению об осуществлении деятельности на ТОР или в СПВ.

2. Рабочие места руководителя и главного бухгалтера, созданные до даты получения плательщиком страховых взносов статуса резидента ТОР или резидента СПВ, указанные в бизнес-плане инвестиционного проекта, представляемом в уполномоченный орган для заключения соглашения об осуществлении деятельности, а также в самом соглашении и предусмотренные впоследствии штатным расписанием резидента ТОР или резидента СПВ, в целях применения пониженных тарифов страховых взносов признаются новыми рабочими местами.

3. Резидент ТОР или СПВ вправе применять единый пониженный тариф страховых взносов только к выплатам, начисляемым работающим по трудовым договорам физическим лицам, если указанные лица заняты на новых рабочих местах, впервые созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в бизнес-плане, представляемом в уполномоченный орган для заключения соглашения об осуществлении деятельности, а также в самом соглашении и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента, в том числе в случае, когда упомянутые лица работали у плательщика страховых взносов до получения им статуса резидента ТОР или СПВ, и их трудовая функция изменилась в связи с прохождением переобучения (переквалификации).

4. Статья 427 Кодекса не содержит условия о размере заработной платы, выплачиваемой резидентом ТОР или СПВ физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, соблюдение которого необходимо для применения таким резидентом ТОР или СПВ единого пониженного тарифа страховых взносов. В связи с этим осуществление контроля за уровнем заработной платы работников резидентов ТОР и СПВ не относится к полномочиям налоговых органов, реализуемым ими в процессе администрирования при установлении права резидентов ТОР или СПВ на применение единого пониженного тарифа страховых взносов.



Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Л.Бондарчук

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x