Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Федеральной налоговой службы
№СД-4-3/10019 от 02.08.2022

О начислении пеней за несвоевременную уплату НДС при реализации госимущества физлицам, не являющимся ИП

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо УФНС России по Санкт-Петербургу по вопросу пеней, начисленных в автоматическом порядке ПК АИС Налог-3 Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет), в рамках своей компетенции, и сообщает следующее.

Как следует из письма, Комитету начислены пени в карточке расчетов с бюджетом (далее - КРСБ) в автоматическом порядке в ПК АИС Налог-3 в связи с несвоевременной уплатой налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по представленным налоговым декларациям за 1, 2, 3 кварталы 2019 года. Комитет отразил в декларациях в составе налоговой базы стоимость имущества (нежилых помещений, принадлежащих Санкт-Петербургу), реализованного физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

При этом, Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и продавцом при продаже государственного имущества, реализуя полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Законом Санкт-Петербурга от 10.03.2005 № 59-15 "О приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга", Положением о Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 № 98 "О Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Санкт-Петербурга".

В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база по НДС определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

В силу специфики субъектов правоотношений, участвующих в сделках по реализации государственного имущества, составляющего казну города федерального значения, обязанность по уплате НДС на основании пункта 3 статьи 161 Кодекса возлагается на покупателей (получателей) этого имущества, которые признаются налоговыми агентами (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).

При реализации не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями имущества, составляющего казну города федерального значения, физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, обязанность по перечислению суммы НДС в федеральный бюджет возлагается не на покупателей, как на налоговых агентов, а на соответствующий орган исполнительной власти в соответствии с правилами пункта 5 статьи 173 Кодекса, хотя указанный орган и не признается ни плательщиком НДС, ни налоговым агентом. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 № 16055/11 по делу № А12-19210/2010, Определение Верховного Суда РФ от 28.10.2019 № 310-ЭС19-19010 по делу № А68-8038/2018, Определение Верховного Суда РФ от 13.05.2019 № 309-ЭС19-6251 по делу № А76-21633/2018, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.03.2019 № 310-ЭС19-2050 по делу № А54-5461/2017, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.04.2019 № Ф08-1663/2019 по делу № А63-10891/2018).

Таким образом, по операциям реализации (передаче) государственного имущества Санкт-Петербурга физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, Комитет к плательщикам НДС или к налоговым агентам не относится, при этом на него возложена обязанность по исчислению и уплате налога.

Комитет, представляя налоговые декларации по НДС за 1-3 кварталы 2019 года, фактически исполнил обязанность по исчислению соответствующей суммы налога с реализации государственного имущества физическим лицам. При этом, уплата налога была произведена Комитетом несвоевременно.

Согласно пункту 1 статьи 75 Кодекса пеней признается установленная статьей 75 Кодекса денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пунктом 7 статьи 75 Кодекса установлено, что правила, предусмотренные статьей 75 Кодекса, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.

В связи с вышеизложенным, положения статьи 75 Кодекса за несвоевременную уплату НДС по операциям реализации (передаче) государственного имущества Санкт-Петербурга физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, не применяются, поскольку Комитет по указанным операциям не является ни налогоплательщиком, ни налоговым агентом.


Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса Д.С. Сатин

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x