Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Федеральной налоговой службы
№08-05/0369@ от 08.04.2022

О расхождениях, выявляемых при проверке отчетности по прослеживаемым товарам

Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по камеральному контролю с целью формирования единой методологической позиции по вопросам применения положений законодательства о национальной системе прослеживаемости товаров во исполнение письма ФНС России от 06.12.2021 № ЕА-4-15/16977@ направляет обзор по наиболее часто поступающим вопросам на горячую линию ПП "Прослеживаемость", организованной в соответствии с письмом ФНС России от 20.05.2021 № ЕА-4-15/6926@.

По вопросу представления казенными учреждениями отчетности, содержащей реквизиты прослеживаемости.

В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 № 1108 "Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров" (далее - Положение), а также приказа ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@ "Об утверждении форм, форматов, порядков заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости" Уведомление об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости (далее - Уведомление об остатках), а также Отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (далее - Отчет об операциях), представляет либо сам участник оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, являющийся собственником товара, либо уполномоченный представитель участника оборота товаров, подлежащих прослеживаемости.

В соответствии с положениями статьи 296 ГК РФ при передаче собственником имущества на праве оперативного управления право собственности не переходит. Учитывая использование казенным учреждением имущества на праве оперативного управления, которое имеет статус государственной собственности, а также отсутствие в Положении сведений об участии Российской Федерации в системе прослеживаемости товаров в качестве участника оборота товаров, обязанность по представлению отчётности у такого учреждения, не являющегося собственником имущества, в рамках системы прослеживаемости не возникает.

При возникновении последующих операций, влекущих прекращение права собственности Российской Федерации на имущество, которое подлежит прослеживаемости, учреждение может стать участником документооборота в соответствии с пунктом 2 Положения.

По вопросу отнесения к участникам оборота прослеживаемых товаров нотариусов.

Правила национальной системы прослеживаемости товаров (далее - НСПТ) распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, которые совершают операции с прослеживаемыми товарами. Они признаются участниками оборота таких товаров (п. 2 Положения). В соответствии с пунктами 2, 3 Положения прослеживаемость осуществляется в отношении импортных товаров, включенных в Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости (утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110, далее - Перечень) и находящихся в собственности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Прослеживаемости подлежат товары, находящиеся в собственности у участника оборота, если их код по ТН ВЭД ЕАЭС указан в Перечне (п. 2 Положения, письмо ФНС России от 28.06.2021 № ЕА-4-15/9015@), в том числе товары, приобретенные для производственных целей (пункт 1 письма ФНС России от 12.05.2021 № ЕА-4-15/6469@).

Нотариусы в рамках своей профессиональной деятельности не осуществляют предпринимательскую деятельность (статья 6 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1).

По вопросу выставления продавцом корректировочного счета-фактуры к счету-фактуре по реализованному до 08.07.2021 товару, подлежащему прослеживаемости, которому покупателем присвоен регистрационный номер партии товара (далее - РНПТ).

Выставление продавцом корректировочного счета-фактуры к первичному счету-фактуре производится, когда существует ряд оснований, позволяющих покупателю отказаться от товара и вернуть его продавцу, например, в соответствии со статьей 475 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае отказа покупателем от товара, если существенно нарушены требования к качеству товара. В этом случае отказа от исполнения договора и возврата товара продавцу реализация товара считается несостоявшейся, покупатель возвращает продавцу товар, который принадлежит продавцу (переход права собственности к покупателю считается несостоявшимся). Именно поэтому при возврате товара по основаниям, предусмотренным ГК РФ, покупатель не должен выставлять счет-фактуру продавцу (эта отгрузка не связана с реализацией).

В случае возврата товара покупателем, по общим правилам, продавец выставляет корректировочный счет-фактуру без указания реквизитов прослеживаемости, так как операция реализации осуществлена до 08.07.2021. Соответственно, продавец не может получить вместе с товаром РНПТ, который присвоен по Уведомлению об остатках покупателя.

В таком случае, в соответствии с пунктом 31 Положения по РНПТ, фактически полученному покупателем, покупателю необходимо подать корректировочное Уведомление об остатках, в котором не должно быть возвращенного товара, то есть он будет аннулирован.

Если же товар возвращен частично, то в корректировочном Уведомлении об остатках покупатель должен указать количество товара без учета возвращенного товара: РНПТ останется прежним, но уменьшится количество товара, за которым этот РНПТ закреплен.

Корректировочное Уведомление об остатках покупателю необходимо направить не позднее первого рабочего дня, следующего за датой возврата товара. Согласно пункту 1 Приложения № 7 к приказу ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@ в корректировочном Уведомлении об остатках в строке 1 указывается номер первичного уведомления, в строке 3 - номер корректировки, а в строке 15 - РНПТ.

Если в дальнейшем продавец будет реализовывать этот товар или утилизировать его, то продавцу в соответствии с пунктом 28 Положения необходимо подать в инспекцию Уведомление об остатках и получить новый РНПТ.

По вопросу выявления несоответствия информации, содержащейся в книге покупок покупателя и книге продаж поставщика, иных документах.

При обработке сведений, содержащихся в НСПТ, в автоматизированном режиме выявляются следующие расхождения:

а) формируемые при сопоставлении реквизитов прослеживаемости, отраженных в налоговой декларации по НДС либо Отчете об операциях продавца и покупателя:

- отсутствие записи о счете-фактуре у продавца в налоговой декларации по НДС или в Отчете об операциях;

- количество товара, указанное в счете-фактуре (УПД) в налоговой декларации по НДС или в Отчете об операциях у продавца, не совпадает с количеством товара, указанным в счете-фактуре (УПД) в налоговой декларации по НДС или в Отчете об операциях у покупателя;

- данные счета-фактуры (УПД) в книге продаж в налоговой декларации по НДС или в Отчете об операциях агента (комиссионера) не соответствуют данным счета-фактуры (УПД), отраженным у принципала (комитента) и у покупателя (риск срабатывает по одному или нескольким реквизитам прослеживаемости (РНПТ, стоимости товара, количеству товара);

б) формируемые при наличии несоответствия реквизитов прослеживаемости, отраженных в налоговой декларации по НДС, Отчете об операциях, счете-фактуре либо УПД, реквизитам, имеющимся в НСПТ:

- в системе прослеживаемости отсутствуют сведения о поступлении товара с указанным РНПТ (нет зарегистрированных сведений о декларации на товары, уведомлении о зарегистрированных остатках или ввозе товара в РФ из ЕАЭС);

- количество реализованного по счету-фактуре или УПД товара, превышает количество ввезенного товара;

- в счете-фактуре (УПД) указана единица измерения, отличная от указанной в Перечне товаров, подлежащих прослеживаемости).

По вопросу направления Уведомления об имеющихся остатках товара, подлежащего прослеживаемости, на несколько первичных документов.

Согласно порядку заполнения Уведомления об остатках (Приложение № 7 к приказу ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@), в строке "9а" отражается номер сопроводительного документа, указанного в строке "9".

При этом возможность перечисления номеров счетов-фактур через знак ";" либо отражения подстрок, данным порядком не предусмотрена.

Вместе с тем, допустимо указывать номера сопроводительных документов через знак ";" в строке "9а", если сопроводительных документов два или более, так как согласно таблице "4.10" Приложения № 11 к приказу ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@ размерность формата элемента "Номер первичного документа" (НомПервичДок) составляет от 1 до 255 знаков.

 


Государственный советник Российской Федерации 3 класса К.Р. Абгарян

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта