Письмо Федеральной налоговой службы
№СД-4-2/13234@ от 17.09.2021
О проведении выемки документов (предметов) по месту регистрации налогоплательщика и у контрагента проверяемой организации
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение генерального директора ООО от 18.08.2021, сообщает следующее.
Основания и порядок проведения мероприятий налогового контроля, предусматривающих выемку у налогоплательщика документов и предметов, установлены подпунктом 3 пункта 1 статьи 31, пунктом 14 статьи 89 и статьей 94 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Соответственно, законодательство о налогах и сборах наделяет налоговый орган правом на производство выемки документов и предметов в случаях неисполнения налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов при наличии достаточных оснований полагать, что интересующие документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, в связи с необходимостью проведения экспертизы на предмет подлинности представленных налогоплательщиком документов, а также в случае недостаточности имеющихся в его распоряжении налоговых органов документов для проведения проверки.
Одновременно законодательство о налогах и сборах не содержит положений, предписывающих производство выемки документов и предметов исключительно по месту регистрации налогоплательщика, указанному в учредительных документах.
В свою очередь, правовая позиция, изложенная в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 28.02.2019 по делу № А40-17635/2018, оставленном без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2019, указывает на наличие у налогового органа права на проведение выемки документов у контрагента проверяемой организации в случае наличия достаточных сведений о взаимозависимости налогоплательщиков.
Таким образом, предположение ООО об установлении законодательством о налогах и сборах ограничений на проведение выемки документов и предметов не на территории проверяемого лица ошибочно, соответственно, мнение налогоплательщика о наличии правовой неопределенности в указанном вопросе является оценочным и не учитывает в полной мере положений действующего законодательства и сформированной судебной практики.
Помимо общих норм законодательства о налогах и сборах, в отношении вопросов, касающихся непосредственно проведения выемки документов и предметов, вынесения постановления о производстве выемки, времени проведения указанного мероприятия, составления соответствующего протокола, привлечения понятых, экспертов, налогоплательщик вправе руководствоваться положениями письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками".
Поскольку поступившее обращение не содержит сведений о содержании и результатах конкретных мероприятий налогового контроля, которые могли привести к нарушению прав и законных интересов ООО, вопросы заявителя об оценке предполагаемых действий должностных лиц налогового органа не могут быть рассмотрены в порядке, предусмотренном главой 19 Кодекса, и, соответственно, не подлежат применению в оценке действий налогового органа в соответствии с принципом, установленным пунктом 7 статьи 3 Кодекса.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»