Письмо Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка
№Г-4518/07-02 от 29.07.2021
Об обороте винодельческой продукции
Управление правового обеспечения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка рассмотрело обращение и в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 4 Федерального закона от 02.07.2021 № 345-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 345-ФЗ) организации, имеющие на день вступления в силу настоящего Федерального закона действующие лицензии на производство, хранение и поставки фруктового вина или на производство, хранение и поставки винных напитков (которые произведены не из винограда), вправе осуществлять до 1 октября 2021 года деятельность по хранению и поставкам указанной продукции при условии соблюдения обязательных требований, установленных Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) к хранению и поставкам указанной алкогольной продукции.
При этом в отношении оборота винодельческой продукции, маркированной федеральными специальными марками до дня вступления в силу Федерального закона № 345-ФЗ, полагаем, что в случаях, когда наименование вида винодельческой продукции, указанное в заявлениях о выдаче федеральных специальных марок, изменилось в связи с вступлением в силу Федерального закона № 345-ФЗ, производители винодельческой продукции вправе наносить на такую продукцию федеральные специальные марки в соответствии с постановлением от 29.12.2020 № 2348 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками".
Кроме того, полагаем, что оборот такой винодельческой продукции может осуществляться до истечения срока ее годности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции, указанному в статье 2 Федерального закона № 171-ФЗ, а также по каждому виду винодельческой продукции, российской винодельческой продукции защищенных наименований в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2019 № 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 468-ФЗ).
Согласно подпункту 4 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ спиртосодержащая пищевая продукция - это пищевая продукция, в том числе плодовые сброженные материалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное плодовое сусло, пивное сусло (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 0,5 процента объема готовой продукции.
В соответствии с подпунктом 13.5 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ плодовые сброженные материалы - это спиртосодержащая пищевая продукция с содержанием этилового спирта до 22 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения плодов, плодового сусла с добавлением или без добавления концентрированного плодового сусла, ректификованного концентрированного плодового сусла, разлитая в производственную или транспортную тару, предназначенная для производства алкогольной продукции и не подлежащая реализации населению.
Согласно пунктам 6 и 7 статьи 3 Федерального закона № 468-ФЗ вино, вино наливом, крепленое вино наливом (виноматериал) относятся к алкогольной винодельческой продукции.
В целях приведения в соответствие вида деятельности и вида выпускаемой продукции Федеральному закону № 171-ФЗ, в связи со вступившими в силу с 02.07.2021 изменениями, внесенными в Федеральный закон № 171-ФЗ Федеральным законом от 02.07.2021 № 345-ФЗ, организации необходимо переоформить лицензии.
Таким образом, в случае наличия у организации лицензии:
1) на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы) после переоформления организация будет иметь следующие лицензии:
- на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (вино наливом, крепленое вино наливом (виноматериал));
- на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (плодовые сброженные материалы);
2) на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы без добавления этилового спирта) после переоформления организация будет иметь следующие лицензии:
- на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (вино наливом (виноматериал));
- на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (плодовые сброженные материалы);
3) на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы с добавлением этилового спирта) после переоформления организация будет иметь лицензию на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (крепленое вино наливом (виноматериал)).
Также необходимо отметить, что выпуск в обращение на территории Российской Федерации алкогольной продукции осуществляется при наличии декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (далее - Союз, ЕАЭС), таких как технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880, технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881, а также технический регламент Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" (ТР ТС 029/2012), утвержденный решением Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 № 58.
При этом указанные регламенты не устанавливают классификацию видов винодельческой продукции.
В соответствии с правом Союза и законодательством Российской Федерации в сфере технического регулирования требования о необходимости регистрации новых деклараций о соответствии в отношении алкогольной продукции, для которой действуют ранее принятые декларации, отсутствуют.
При этом если сохраняются неизменными физические, химические и иные свойства алкогольной продукции, но в отношении данной продукции, для которой действуют ранее зарегистрированные декларации о соответствии, в связи с принятием Федерального закона № 468-ФЗ и Федерального закона № 345-ФЗ необходимо изменить коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС) и (или) наименования видов продукции, замену таких деклараций можно осуществить в упрощенном режиме в порядке, предусмотренном для усмотрения выявленных ошибок или изменения кода ТН ВЭД ЕАЭС (пункт 16 Правил регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действий деклараций о соответствии, признания их недействительными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2021 № 936).
В указанном случае заявитель, имеющий зарегистрированную ранее декларацию о соответствии, вправе принять взамен такой декларации новую декларацию о соответствии.
Для этих целей заявитель с использованием сервиса регистрации деклараций о соответствии подает заявление на регистрацию новой декларации о соответствии. В заявлении на регистрацию декларации в качестве основания для принятия новой декларации о соответствии указывается в том числе номер ранее зарегистрированной декларации о соответствии.
Вместе с тем, учитывая, что требования к продукции остались прежними, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции к указанному заявлению не прилагаются. Повторное проведение исследований (испытаний) и измерений не требуется.
Регистрация деклараций о соответствии осуществляется на безвозмездной основе с использованием электронного сервиса регистрации деклараций на официальном сайте Росаккредитации по адресу: https://fsa.gov.ru/use-of-tech№ology/servis-registratsii-deklaratsiy-o-sootvetstvii/.
Дополнительно сообщаем, что согласно абзацу шестому пункта 1 и пункту 6.6 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 450, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере виноградарства и виноделия, предусмотренной Федеральным законом № 468-ФЗ, является Минсельхоз России, который наделен правом давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере агропромышленного комплекса.
Настоящие разъяснения носят информационно-разъяснительный характер, не являются нормативным правовым актом или актом, имеющим нормативные свойства, не устанавливают правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, и не могут применяться в качестве обязывающих предписаний.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»