Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа
№Ф04-3518/2021 от 15.07.2021

Об отмене штрафа за несвоевременную сдачу компанией формы СЗВ-М

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

судьи Буровой А.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска на решение от 07.12.2020 Арбитражного суда Омской области (судья Чулков Ю.П.) и постановление от 23.03.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Рыжиков О.Ю.) по делу № А46-16132/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Юридическое бюро «Про иски» (644034, Омская область, г. Омск, ул. Тарская, дом 261, корпус 1, квартира 181, ИНН 5503187178, ОГРН 1195543016349) к государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска (644024, Омская область, г. Омск, ул. Чкалова, 25, ИНН 5503060728, ОГРН 1025500975125) о признании незаконным решения от 18.08.2020 № 065S19200008578.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Юридическое бюро «Про иски» (далее — Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным решения государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска (далее — Управление) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 18.08.2020 № 065S19200008578.

Дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Решением от 07.12.2020 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 23.03.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявление Общества удовлетворено.

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Общество возражает против доводов Управления согласно отзыву.

Согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, 18.05.2020 Общество представило в Управление сведения по форме СЗВ-М (с типом формы «исходная») за апрель 2020 года в отношении 2 застрахованных лиц.

В связи с указанными обстоятельствами Управлением составлен акт от 13.07.2020 № 065S18200007980 и принято решение от 18.08.2020 № 065S19200008578 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 1 000 руб.

Основанием для привлечения к ответственности послужили выводы Управления о несвоевременном предоставлении страхователем сведений по форме СЗВ-М за апрель 2020 года в отношении 2 застрахованных лиц.

Не согласившись с решением Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у Управления оснований для применения в отношении заявителя санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ, за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М (исходящая) за апрель 2020 года.

Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом — месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 — 2.2 статьи 11 названного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 2 постановления от 18.02.2019 № 11-П и пункте 4.2 постановления от 18.05.2012 № 12-П, по смыслу статей 49, 50, 52 — 54 и 64 Конституции Российской Федерации, принципы презумпции невиновности и виновной ответственности, т.е. наличии вины как необходимого элемента состава правонарушения (и, следовательно, основания привлечения к юридической ответственности), выражают общие принципы права при применении государственного принуждения в сфере публичной ответственности.

При этом общепризнанным принципом привлечения к ответственности во всех отраслях права служит наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения (пункт 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.2019 № 5-П).

Из указанных положений постановлений Конституционного Суда Российской Федерации следует, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Судами установлено, что Обществом сведения индивидуального (персонифицированного) учета за апрель 2020 года представлены 18.05.2020, то есть после истечения установленного законом срока. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Вместе с тем, Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации установлены с 04 по 30 апреля 2020 года включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.

В связи с этим на территориях субъектов Российской Федерации приостановлена (ограничена) деятельность отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей.

Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях дальнейшего обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации установлены с 06 по 08 мая 2020 года включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.

На основании Распоряжения Губернатора Омской области от 17.03.2020 № 19-р «О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Омской области» (в редакции от 11.05.2020) временно приостановлена по 24.05.2020 деятельность организаций, находящихся на территории Омской области, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей, за исключением медицинских и аптечных организаций; организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости, если иное не предусмотрено настоящим распоряжением; организаций, выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения; организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы; организаций, предоставляющих финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам).

Согласно подпункту 2 пункта 12 Распоряжения Губернатора Омской области от 17.03.2020 № 19-р «О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Омской области» с 28 марта по 24 мая 2020 года приостановлена деятельность, в том числе торговых центров (комплексов), за исключением находящихся на их территориях аптек и аптечных пунктов, а также объектов розничной торговли, в которых реализуются продовольственные товары.

Пунктом 7 Распоряжения Губернатора Омской области от 17.03.2020 № 19-р «О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Омской области» предусмотрена обязанность граждан с 01 апреля по 24 мая 2020 года не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в установленном порядке либо приостановлена в установленном порядке, но имеется необходимость в охране и эксплуатации соответствующих объектов.

Судами приняты во внимание доводы Общества о том, что на основании акта органа государственной власти деятельность Общества была приостановлена в период с 28 марта 2020 года по 15 мая 2020 года.

В указанный период у Общества отсутствовал доступ к помещению, расположенному по адресу: г. Омск, пр-т К. Маркса, д. 29А, офис 9 (ТЦ «Голубой огонек»), в котором находилась офисная техника и программное обеспечение, включая программно-аппаратный комплекс «1С: Отчетность», с использованием которого заявитель формировал и представлял ежемесячную отчетность СЗВ-М в Управление в электронном виде.

Отчет по форме СЗВ-М за апрель 2020 года был подан Обществом сразу же как представилась возможность посещения офиса и использования технических средств для его заполнения — 18 мая 2020 года.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, учитывая отсутствие у Общества объективной возможности для представления сведений по форме СЗВ-М в установленный законом срок ввиду реализации на территории Российской Федерации комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), суды пришли к выводам о том, что в рассматриваемом случай несвоевременное представление Обществом сведений по форме СЗВ-М не свидетельствует о его вине; основания для применения к Обществу финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, отсутствуют.

Доводы Управления о необоснованности освобождения страхователя от ответственности сводятся к несогласию с установленными судами фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не может являться основанием для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.

Доводов и доказательств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены решения и постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.

Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 07.12.2020 Арбитражного суда Омской области и постановление от 23.03.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-16132/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.


Судья А.А.Бурова
Комментарий эксперта

Об отмене штрафа за несвоевременную сдачу компанией формы СЗВ-М

Пенсионный фонд оштрафовал организацию за опоздание с отчетом СЗВ-М, но АС ЗСО с чиновниками не согласился. Ведь деятельность фирмы была приостановлена из-за ограничительных мер в связи с распространением COVID-19. У нее не было доступа к офису, где находилось необходимое программное обеспечение. А раз опоздание с СЗВ-М произошло не по вине компании, наказывать ее за это нельзя (Постановление от 15.07.2021 № Ф04-3518/2021).

...

А.В. Веселов, аудитор, к.э.н.

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта