Письмо Министерства финансов РФ
№03-12-11/2/24909 от 05.04.2021
Об освобождении от налогообложения прибыли КИК
Департамент налоговой политики рассмотрел обращения от 02.02.2021 и сообщает следующее.
1. Пунктом 2 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 25 Кодекса либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток контролируемой иностранной компании (если иное не предусмотрено указанной статьей).
В уведомлении о контролируемых иностранных компаниях указываются сведения и информация, предусмотренные пунктом 6 статьи 25.14 Кодекса, в том числе описание оснований для освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения в соответствии с Кодексом.
Поскольку освобождение прибыли контролируемой иностранной компании является правом, а не обязанностью, налогоплательщику необходимо заявить о своем праве воспользоваться указанным освобождением посредством представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях.
В срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 25.14 Кодекса, представляются документы, необходимые для подтверждения соблюдения условий для освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании по основаниям, установленным подпунктами 1, 3 - 8 пункта 1 статьи 25.13-1 Кодекса.
При этом обращаем внимание, что абзацем третьим пункта 9 статьи 25.13-1 Кодекса налогоплательщику - контролирующему лицу предоставлено право не представлять вышеуказанные документы, если такие документы были представлены иным налогоплательщиком - контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании, являющимся российской организацией, через которую реализовано косвенное участие налогоплательщика, использующего указанное право, в такой контролируемой иностранной компании.
Налогоплательщик - контролирующее лицо может воспользоваться таким правом при условии указания им в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, представляемом в соответствии с пунктом 2 статьи 25.14 Кодекса, сведений об организации, представившей документы, подтверждающие соблюдение условий для освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании.
Также отмечаем, что освобождение от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании не зависит от размера прибыли контролируемой иностранной компании. В связи с этим в случае, если налогоплательщик - контролирующее лицо воспользовался своим правом на освобождение от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании, подтверждение размера освобожденной от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании посредством представления документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.15 Кодекса, не требуется.
2. Согласно пункту 2 статьи 25.15 Кодекса прибыль контролируемой иностранной компании, определяемая в соответствии с Кодексом, приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой контролируемой иностранной компании в соответствии с главами части второй Кодекса, с учетом особенностей, установленных указанной статьей.
Пунктом 3 статьи 25.15 Кодекса установлено, что прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика - контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в контролируемой иностранной компании на дату принятия решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующем за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика - контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года в соответствии с личным законом этой контролируемой иностранной компании, а в случае, если такое решение не принято, то на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика - контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года контролируемой иностранной компании.
В соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 25.15 Кодекса в случае косвенного участия налогоплательщика - контролирующего лица в контролируемой иностранной компании при условии, что такое участие реализовано через организации, являющиеся контролирующими лицами этой контролируемой иностранной компании и признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, прибыль этой контролируемой иностранной компании, учитываемая при определении налоговой базы у такого налогоплательщика, уменьшается на суммы прибыли, подлежащие учету при налогообложении у иных контролирующих лиц, через которых реализовано косвенное участие такого контролирующего лица в контролируемой иностранной компании, в доле пропорционально доле участия такого контролирующего лица в организации (организациях), через которую реализовано косвенное участие в контролируемой иностранной компании.
При этом если в результате применения абзаца первого пункта 4 статьи 25.15 Кодекса сумма прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащая учету при определении налоговой базы у налогоплательщика - контролирующего лица, равна нулю, налогоплательщик вправе не отражать такой результат и сведения о такой контролируемой иностранной компании в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.
По мнению Департамента, в связи с отсутствием у налогоплательщика - контролирующего лица обязанности отражать в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций результат и сведения о контролируемой иностранной компании, прибыль которой, подлежащая учету при определении налоговой базы у этого налогоплательщика, в результате применения абзаца первого пункта 4 статьи 25.15 Кодекса равна нулю, необходимость представлять вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций документы, предусмотренные пунктом 5 статьи 25.15 Кодекса, также отсутствует.
В этом случае соответствующие документы представляются иным налогоплательщиком - контролирующим лицом вышеуказанной контролируемой иностранной компании, являющимся российской организацией, через которую реализовано косвенное участие налогоплательщика, при определении налоговой базы которого подлежащая учету сумма прибыли контролируемой иностранной компании в результате применения абзаца первого пункта 4 статьи 25.15 Кодекса равна нулю.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Об освобождении от налогообложения прибыли КИК
Минфин России в письме от 05.04.2021 №03-12-11/2/24909 разъясняет о представлении документов для освобождения от налогообложения прибыли КИК и для учета контролирующим лицом прибыли КИК в случае его косвенного участия в КИК.
Уведомление о КИК ...
Комментарии к документам доступны только платным подписчикам
Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.
Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»