Письмо Федеральной службы по труду и занятости
№ПГ/06237-6-1 от 31.03.2021
Об оформлении трудовой книжки дистанционному работнику
Вопрос: Согласно ст. 65 ТК РФ в случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим ТК РФ, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется).
При этом в силу ст. 312.2 ТК РФ по желанию дистанционного работника сведения о его трудовой деятельности вносятся работодателем в трудовую книжку дистанционного работника при условии ее предоставления им, в том числе путем направления по почте заказным письмом с уведомлением (за исключением случаев, если в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется). Обязан ли работодатель по требованию лица, поступающего на дистанционную работу, которое утратило трудовую книжку, завести ему новую? Ведь в этом случае не выполняется условие о предоставлении работником трудовой книжки, о котором говорится в ст. 312.2 ТК РФ.
Ответ: Федеральная служба по труду и занятости, рассмотрев Ваше обращение, зарегистрированное 3 марта 2021 года, в пределах компетенции сообщает.
Согласно части шестой статьи 312.2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) по желанию дистанционного работника сведения о его трудовой деятельности вносятся работодателем в трудовую книжку дистанционного работника при условии ее предоставления им, в том числе путем направления по почте заказным письмом с уведомлением (за исключением случаев, если в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется).
Таким образом, ТК РФ разрешает не вносить в трудовую книжку запись о дистанционной работе. Однако, исходя из вышеуказанной нормы, это допустимо, только если работник не представил работодателю трудовую книжку и не выразил желания о внесении в нее записи о дистанционной работе (а также в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовая книжка на работника не ведется).
В силу части пятой статьи 65 ТК РФ в случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку (за исключением случаев, если в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется).
На основании изложенного, полагаем, в случае, указанном в Вашем обращении, работодатель по письменному заявлению работника (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) должен оформить такому работнику новую трудовую книжку.
Настоящее письмо не является правовым актом.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»