Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Федеральной налоговой службы
№ БС-4-21/11946@ от 24.07.2020

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо от 16.07.2020 по вопросу о применении положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении объектов недвижимости, используемых для размещения гостиниц, и сообщает.

К полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", не относится официальное (общеобязательное) разъяснение норм Кодекса об особенностях определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на имущество организаций (далее - налог) в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Вместе с тем по указанному вопросу полагаем возможным направить следующие рекомендации.

В силу статьи 378.2 Кодекса особенности определения налоговой базы (исходя из кадастровой стоимости), исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяются законами субъектов Российской Федерации в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (далее - техучет) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

- жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

В целях статьи 378.2 Кодекса условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом) установлены пунктами 3 - 5 статьи 378.2 Кодекса.

В частности, согласно пункту 4 статьи 378.2 Кодекса в целях указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами техучета предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 Кодекса фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Кодекса высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 Кодекса).

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Кодекса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень), направляет перечень в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Таким образом, если здание гостиницы отвечает условиям, установленным пунктами 3 - 5 статьи 378.2 Кодекса, и на основании этого такой объект включен в перечень, то налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость с учетом закона субъекта Российской Федерации, указанного в пункте 2 статьи 378.2 Кодекса.

Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 15.05.2015 № 03-05-05-01/27971.

По вопросу обоснованности внесения в перечень объектов недвижимости, используемых для размещения гостиниц, полагаем целесообразным учитывать сложившуюся судебную практику (в том числе определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.2015 № 5-АПГ15-13, от 27.10.2016 № 49-АПГ16-44, апелляционные определения этой же Судебной коллегии от 30.03.2017 № 5-АПГ17-26, от 16.08.2017 № 49-АПГ17-19).

Настоящие разъяснения носят исключительно информационно-справочный (рекомендательный, а не обязательный) характер, не устанавливают общеобязательных правовых норм и не препятствуют применению нормативно-правовых предписаний и судебных актов в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.


Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Л.БОНДАРЧУК
Комментарий эксперта

Когда налог на гостиничную недвижимость рассчитывают по кадастровой стоимости

ФНС России разъяснила, по какому принципу недвижимость, используемая для размещения гостиницы, признается объектом, который облагается налогом на имущество организаций исходя из его кадастровой стоимости.

Условия налогообложения п�...

Эксперт "НА" Т.Н.Точкина

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x