Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-01-10/32570 от 22.04.2020

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 20.03.2020 и аналогичные обращения касательно мер поддержки экономики в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее - предложения) и сообщает следующее.

1. В части предложений по вопросам налоговой сферы

В целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Федеральным законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительству Российской Федерации предоставлены дополнительные полномочия по изданию в 2020 году нормативных правовых актов по отдельным вопросам налогового регулирования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - постановление № 409) предусмотрено продление организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и включенным в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства:

- сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), за исключением налога на добавленную стоимость, налога на профессиональный доход, налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента, от 3 до 6 месяцев;

- сроков уплаты страховых взносов организациям и индивидуальным предпринимателям, относящимся к категории микропредприятий, от 4 до 6 месяцев.

Одновременно предусмотрено продление сроков представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами налоговых деклараций (расчетов), документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах; приостановление до 31.05.2020 проведения выездных налоговых проверок, вынесения налоговыми органами решений о приостановлении операций в банках и переводов электронных денежных средств и т.д.

Кроме того, указанным постановлением установлены дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, изменения порядка и условий ее предоставления организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также стратегическим, системообразующим и градообразующим организациям в соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой короновирусной инфекции" утвержден перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

2. По пункту 3 раздела I предложений

Разъяснения по вопросу срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г. в связи с установлением на территории Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения нерабочих дней, размещенные на официальном интернет-сайте Минфина России minfin.ru в разделе "Важная информация" (письма Минфина России от 27.03.2020 № 07-04-07/24096 и от 07.04.2020 № 07-04-07/27289 и письма ФНС России от 27.03.2020 № ВД-4-1/5303@ и от 07.04.2020 № ВД-4-1/5878@).

3. По пункту 4 раздела II предложений

В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Первичные учетные документы подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.

Согласно Федеральному закону № 402-ФЗ ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, за исключением случаев, если иное установлено бюджетным законодательством Российской Федерации. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Исходя из Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, в составе учетной политики экономического субъекта его руководителем утверждаются правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок контроля за хозяйственными операциями.

Приведенные нормы в их взаимосвязи, по нашему мнению, не препятствуют использованию в бухгалтерском учете в исключительных случаях скан-образов первичных учетных документов для регистрации и накопления содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета. При этом руководитель экономического субъекта как лицо, организующее ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, должен обеспечить соблюдение требований к первичным учетным документам, установленных Федеральным законом № 402-ФЗ.

4. По пункту 1 раздела III предложений

В соответствии с пунктом 6 приказа ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@ до 01.05.2020 приостановлено назначение и проведение проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, а также осуществление административного производства по выявленным в ходе таких проверок нарушениям (за исключением случаев, когда по уже начатым проверкам соблюдения валютного законодательства выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 01.06.2020). В соответствии с постановлением № 409 действие данных мер продлено до 01.06.2020.

Минфин России 20.03.2020 разместил на своем официальном интернет-сайте в разделе "Важная информация" информационное письмо о непривлечении резидентов к административной ответственности в случае неисполнения нерезидентами сроков поставки (оплаты) товаров по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным между резидентами и нерезидентами, или невозвращения нерезидентами ранее уплаченных им резидентами денежных средств в виде авансовых платежей по причине форс-мажорных обстоятельств, обусловленных в том числе мерами, принимаемыми правительствами иностранных государств по борьбе с распространением коронавирусной инфекции.

В рамках либерализации мер ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации приняты Федеральный закон от 01.04.2020 № 72-ФЗ "О внесении изменений в статьи 15.25 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", предусматривающий административную ответственность в виде предупреждения за нарушения валютного законодательства Российской Федерации по частям 4, 4.1 и 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и Федеральный закон от 01.04.2020 № 73-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о зачислении или о возврате денежных средств, совершенное в крупном размере, будет признаваться уголовно наказуемым деянием только в случае, если оно совершено лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, а также увеличена сумма нерепатриированных денежных средств в крупном и в особо крупном размере для целей применения мер уголовной ответственности к виновным лицам.

Кроме того, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона № 518084-7 "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части либерализации мер ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации", направленный на смягчение административной нагрузки на российских экспортеров и импортеров при осуществлении ими внешнеторговой деятельности.

5. По пункту 2 раздела III обращений

Согласно части 8 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, установленные указанной статьей, не применяются к физическим лицам - резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней.

Таким образом, физическое лицо - резидент исходя из предполагаемого количества дней, которое оно будет находиться за пределами территории Российской Федерации, в течение календарного года самостоятельно принимает решение о порядке осуществления валютных операций и исполнении (неисполнении) обязанностей по представлению в налоговые органы уведомлений об открытии счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и отчетов о движении средств по ним.

Вместе с тем обращаем внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо вправе представить доказательства, свидетельствующие об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, в том числе принятии им всех зависящих мер по соблюдению требований валютного законодательства Российской Федерации.


Заместитель директора Департамента А.Т.ЗАИТОВ

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x