Письмо Министерства экономического развития РФ
№ Д13и-11577 от 15.04.2020
ОБ УТВЕРЖДЕННОМ ПЕРЕЧНЕ ПОСТРАДАВШИХ ОТРАСЛЕЙ
В обеспечение устойчивого развития экономики постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" утвержден перечень отраслей российской экономики для оказания первоочередной адресной поддержки (далее - Перечень).
Информируем, что в соответствии с пунктом 4 протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 7 апреля 2020 г. № АБ-П13-53пр кредитным организациям при принятии решения о предоставлении кредитов по программе льготного зарплатного кредитования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 422 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости" (далее - Программа 422), и по программе льготной реструктуризации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 410 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на обеспечение отсрочки платежа по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства" (далее - Программа 410), рекомендовано руководствоваться Перечнем.
Каждая отрасль (сфера деятельности) в Перечне определяется соответствующими кодами ОКВЭД 2.
В ОКВЭД 2 отражены отдельные классы (XX), подклассы (XX.X), группы (XX.XX), подгруппы (XX.XX.X) и виды (XX.XX.XX).
В случае, если в Перечне приведен целиком класс или подкласс, это означает, что все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в Перечень.
Например, включенный в Перечень класс "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" (код ОКВЭД 2 - 56) означает, что также включены:
- подкласс и группа "Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания" (коды ОКВЭД 2 - 56.1 и 56.10);
- подгруппа "Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания питания" (код ОКВЭД 2 - 56.10.1);
- вид "Деятельность передвижных продовольственных лавок по приготовлению и/или продаже пищи, готовой к употреблению" (код ОКВЭД 2 - 56.10.22).
Просьба учесть при формировании заявки на участие в отборе российских кредитных организаций на получение субсидии из федерального бюджета по Программе 422 и Программе 410, а также при формировании реестра заемщиков в случае включения банка в качестве уполномоченного в указанные программы.
Приложение
ВОПРОСЫ
КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ О РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 2 АПРЕЛЯ 2020 Г.
№ 410, ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 2 АПРЕЛЯ 2020 Г. № 422 И КОММЕНТАРИИ ДЕПАРТАМЕНТА
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
п/п | Вопросы кредитных организаций | Комментарии Департамента |
1 | Одним из самых частых вопросов является перечень сфер и отраслей, которые будут поддерживаться в первую очередь. В связи с этим просим дать разъяснения по соблюдению со стороны субъектов МСП, отнесенных к наиболее пострадавшим в результате распространения новой коронавирусной инфекции отраслям одновременно 2-х следующих условий: - Предприятия МСП должны иметь ОКВЭД на 01.04.2020 в числе разрешенных видов деятельности (как в статусе основного, так и в статусе дополнительного). - Предприятия МСП должны вести деятельность в рамках указанного ОКВЭД до 01.04.2020 и получать не менее 40 процентов выручки от указанного вида деятельности. | Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 422 (Правила 422), а также Правилами предоставления в 2020 году субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на обеспечение отсрочки платежа по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 410 (Правила 410), не предусмотрено требований к заемщику в части доли выручки, получаемой от осуществления определенного вида деятельности. |
2 | В рамках Программы 8,5 при проведении реструктуризации, можем ли мы увеличивать срок кредитного договора, при установлении отсрочки по уплате основного долга и процентов. На текущий момент условиями Программы установлен максимальный срок кредитования - 3 года для целей пополнения оборотных средств и 10 лет на инвестиционные цели. При проведении реструктуризации с продлением сроков кредитования, которые превышают максимально возможный срок по Программе, Заемщики исключаются из Программы и переходят на коммерческую ставку Банка, что в текущей ситуации может негативно отразиться на финансовом положении Заемщиков и увеличить риск дефолтности субъектов МСП. | При проведении реструктуризации кредитных договоров (соглашений), включенных в Программу 8,5 для сохранения льготной ставки по договору нельзя увеличивать срок договора более предельных сроков, установленных Правилами (10 лет для кредитных соглашений на инвестиционные цели, 3 года для кредитных соглашений на пополнение оборотных средств), но возможно в дополнительном соглашении по реструктуризации предусмотреть возможность пролонгации КД на больший срок по истечении льготного периода. |
3 | О порядке применения подпункта "е" пункта 7 (ПП № 410) Согласно подпункту "е" пункта 7 при предоставлении заемщику права отсрочки платежа по основному долгу процентная ставка по кредитному договору не увеличивается в течение 9 месяцев со дня включения заемщика в реестр заемщиков, если заемщик исполняет свои обязательства в соответствии с подпунктом "д" и (или) обязательства по уплате основного долга в соответствии с новым графиком. Исполнение данного пункта вступает в противоречие с положениями следующих подпунктов: "д", где заемщик платит платежи по пониженной ставке в период с 1 апреля по 1 октября 2020 г. в размере 33% объема платежей, предусмотренных графиком платежей за указанный период, т.е. заемщику устанавливается льготная ставка не на 6 месяцев или менее, а фактически на 9 месяцев. В свою очередь, кредитор получает субсидию только в период с 1 апреля по 1 октября 2020 г. "з", где получатель субсидии не взимает с заемщика часть платежей по начисленным процентам в период с 1 апреля по 1 октября 2020 г. в размере 67 процентов объема платежей, предусмотренных графиком платежей за указанный период. При этом со стороны Банка невзимание 33 процентов объема платежей может происходить только с понижением процентной ставки на эту величину. В связи с этим просим пересмотреть положения подпункта "е" и предоставить кредитору возможность поднять ставку заемщику по истечении льготного периода до ставки по кредитному договору, установленную до начала действия льготного периода. | Согласно условиям Правил 410 процентная ставка по кредитному договору (соглашения) не может увеличиваться на уровень выше, чем на момент включения в Программу. |
4 | О порядке применения подпункта "д" пункта 7. (ПП № 410) Подпункт "д" пункта 7 говорит о том, что заемщик осуществляет платежи процентов в период с 1 апреля по 1 октября 2020 г. в размере 33% объема платежей, предусмотренных графиком платежей за указанный период. Правильно ли мы понимаем, независимо от того, что в Программе зафиксирована дата 01.04.2020, то если заемщик обратился для участия в программе в июне 2020 года и был включен в реестр 15.06.2020, он получает право на уплату 33% от суммы процентов начиная с даты включения заемщика в реестр по 01.10.2020? Также просим дополнительно разъяснить, возможно ли для облегчения нагрузки на заемщика осуществить перенос платежей процентов в период с 1 апреля по 1 октября 2020 г. в размере 33 процентов, не в основной долг, а в качестве отложенных процентов на иные платежи. | Минэкономразвития России подготовлен проект постановления, уточняющий положения указанных пунктов Правил 410. В частности, планируется введение понятия "период предоставления отсрочки", который не должен превышать 6 месяцев и не должен заканчиваться позже 31 декабря 2020 года. |
5 | О порядке предоставления кредитов согласно Постановлению Правительства № 422 Согласно Постановлению Правительства 422 Банк должен предоставить кредит на заработную плату в размере, указанном в пункте 18 правил, но вместе с тем, остается неразрешенная ситуация с количеством работников у заемщика. В частности, Банк, в который обращается предприниматель, может обслуживать только часть зарплатного проекта предпринимателя. В этом случае существует риск, при котором заемщик может получить кредит на зарплату сразу в нескольких банках. Просим дать разъяснения по данному вопросу о возможности выдачи кредита под 0% только для заемщиков, у которых в Банке заключен договор на выплату заработной платы или который осуществляет перечисление заработной платы через Банк. |
Правилами 422 не предусмотрено требований к заемщику в части необходимости наличия договора с Банком на выплату заработной платы. |
6 | В Правилах не определены условия, при которых у Банка есть возможность исключить заемщика из реестра субсидирования согласно Правилам. Правильно ли мы понимаем, что заемщик не подлежит исключению из реестра субсидирования, даже если у него возникла просроченная задолженность по уплате процентов по пониженной ставке, нарушены условия в части возврата заемных средств? Подлежит ли направлению Банком в Минэкономразвития России и с какой целью реестр кредитных договоров (соглашений), по которым заемщиком были нарушены условия в части возврата заемных средств, либо информация из такого реестра. | Пунктом 7 Правил 422, определены условия для предоставления субсидии. При этом в соответствии с пунктом 24 Правил, в случае установления факта нарушения получателем субсидии цели, условий и порядка предоставления субсидии, соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета. |
7 | II. Порядок уплаты заемщиком процентных платежей В соответствии с подпунктом "д" пункта 7 Правил заемщик осуществляет платежи процентов в период с 1 апреля по 1 октября 2020 г. в размере 33 процентов объема платежей, предусмотренных графиком платежей за указанный период. Правильно ли мы понимаем, что с целью корректного ведения бухгалтерского учета Банк вправе заключить дополнительное соглашение об установлении на льготный период процентной ставки равной 1/3 процентной ставки, действующей на дату заключения дополнительного соглашения. При этом размер субсидии от Минэкономразвития России будет рассчитываться как 34% от размера ставки, действующей на дату заключения дополнительного соглашения, умноженной на остаток ссудной задолженности на аналогичную дату. | В соответствии с подпунктом "д" пункта 7 Правил 410 заемщик осуществляет платежи процентов в период с 1 апреля по 1 октября 2020 г. в размере 33 процентов объема платежей, предусмотренных графиком платежей за указанный период. При этом, Правилами не определен механизм обеспечения выполнения указанного условия. |
8 | Одним из критериев соответствия Заемщиков указанным ПП № 422 является заключение кредитного договора с конечной ставкой 0 процентов годовых на период субсидирования, но не позднее 31 декабря 2020 года. При этом период субсидирования ограничивается 6 месяцами, но не позднее 31 декабря 2020 года. При обращении клиента за кредитом, например, в сентябре 2020 года, будет ли изменяться логика расчета максимальной суммы кредита, так как период субсидирования будет уже не шесть, а четыре месяца или же расчет производится всегда исходя из шестимесячного периода независимо от даты заключения кредитного договора. | При обращении клиента за кредитом, например, в сентябре 2020 года, срок кредита устанавливается до 1 года, при этом ставка 0% устанавливается до 30 ноября 2020 года, в связи с тем, что последняя субсидия в текущем финансовом году будет оплачена за ноябрь месяц. |
9 | Согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 479 от 10 апреля 2020 г. "О внесении изменений в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в перечень пострадавших отраслей добавлены следующие отрасли: "Деятельность в области демонстрации кинофильмов, ОКВЭД 59.14"; "Деятельность в области здравоохранения. Стоматологическая практика, ОКВЭД 86.23". Планируется ли в рамках ПП № 422 внесение данных отраслей в Перечень отраслей и видов деятельности, утвержденных Правительственной комиссией. | Минэкономразвития России подготовлен проект постановления, направленный на внесение изменений в Правила 410 и Правила 422 в части применения для целей их реализации перечня отраслей, утверждаемого постановлением Правительства Российской Федерации № 434. |
10 | Согласно ПП № 422 Банк должен предоставить кредит на заработную плату в размере, указанном в пункте 18 правил. Сумма кредита зависит в т.ч. от численности сотрудников, которая определяется на основании сведений о застрахованных лицах, подаваемых страхователем в ПФР. Вместе с тем, в текущих условиях стоит проблема доступа и получения информации в государственных органах, как получателями поддержки, так и кредитными организациями, в связи с ограничениями на посещение ФНС, ПФР и частичное закрытие МФЦ в регионах. Просим Вас оказать содействие и предоставить возможность получения сведений о численности в ФНС с предоставлением доступа кредитным организациям к информационным системам ФНС и внести изменения в ПП № 422 в части источника предоставления информации о численности. | Механизм взаимодействия кредитных организаций с ФНС России прорабатывается в настоящий момент в рамках решений Правительства Российской Федерации. |
11 | Если клиент подает заявку на кредит в два Банка в рамках ПП № 422, каким Банком будет осуществляться финансирование и как будет контролироваться, чтобы избежать ситуации, когда клиент получит два кредита в рамках одной программы. | Механизм взаимодействия кредитных организаций с ФНС России, в том числе для целей осуществления контроля, прорабатывается в настоящий момент в рамках решений Правительства Российской Федерации. |
12 | Верно ли мы понимаем в рамках ПП № 422 и ПП № 410, что Банк имеет право самостоятельно принимать решение о предоставлении/непредоставлении кредитов клиенту, в том числе определять дополнительные требования к заемщику, включая наличие расчетного счета, зарплатного проекта в Банке, а также принимать решение о возможности кредитования на основании кредитного скорринга, финансового анализа. | Правилами 422 и 410 определены условия для предоставления субсидии российской кредитной организации по кредитному соглашению. |
13 | Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 422 Банк должен предоставить кредит на заработную плату в размере, указанном в пункте 18 Правил для субъектов МСП категории Малый и микробизнес. При проверке сведений о численности Банку необходимо дополнительно проводить сверку по численности в соответствии с реестром МСП? При превышении численности 100 человек Банк отказывает клиенту в продукте? В соответствии с 209-ФЗ численность для малых предприятий определена на уровне не более 100 человек. | Заемщик должен соответствовать условиям предоставления субсидии, предусмотренными Правилами 422 и 410, по сведениям, размещенным в Едином реестре субъектов МСП. |
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»