Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Федеральной налоговой службы
№ ЕД-4-15/556@ от 17.01.2020

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо от 05.11.2019 о представлении заключения по обращению АО по вопросам, связанным с возможностью представления налогоплательщиками в налоговый орган банковской гарантии в виде электронного документа в целях реализации норм статей 176.1, 184, 203.1, 204 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сообщает следующее.

Письмо ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@ выпущено в рамках действующих норм Кодекса и не предполагает передачу банковской гарантии в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, в налоговый орган от банка-гаранта.

На основании действующих норм налогового законодательства (пункт 12 статьи 176.1, пункты 2, 5 статьи 184, пункт 9 статьи 203.1, пункты 12.1, 20 статьи 204 Кодекса) налоговые органы уведомляют банки (гаранты) об освобождении от обязательств по выданным в форме электронного документа банковским гарантиям в общеустановленном налоговым законодательством порядке путем направления письменного заявления об освобождении от обязательств по форме, утвержденной приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ (Приложение № 51, формат направления не установлен), при условии отсутствия выявленных нарушений налогового законодательства.

Кроме того, в случаях, установленных пунктом 20 статьи 176.1, пунктом 17 статьи 203.1 Кодекса (при исполнении налогоплательщиком налоговых обязательств) налоговые органы направляют письменное уведомление об освобождении от обязательств по выданным в форме электронного документа банковским гарантиям в произвольной форме.

При непринятии налоговым органом банковской гарантии в форме электронного документа ввиду наличия ошибок, в том числе технических, налогоплательщику направляется уведомление об отказе в приеме (формат которого утвержден приказом ФНС России от 27.08.2014 № ММВ-7-6/443@ "Об утверждении рекомендуемых форматов документов, используемых при организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при представлении налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи"), формируемое налоговым органом, с указанием причин отказа, направляется непосредственно налогоплательщику при приеме документа и свидетельствует о том, что документ не загружен, не зарегистрирован как входящий в налоговом органе и не считается представленным.

Соответственно, отказаться от своих прав, обеспеченных такой банковской гарантией, при ее фактическом отсутствии налоговый орган неправомочен.

В данной ситуации, по мнению ФНС России, в целях исключения одновременного действия двух гарантий, обеспечивающих одни и те же обязательства налогоплательщика - клиента банка (при повторном направлении банковской гарантии в электронной форме с устранением ошибки), отношения банка и клиента могут быть урегулированы представлением налогоплательщиком-клиентом в банк уведомления об отказе в приеме электронного документа, полученного от налогового органа.

На основании полученного уведомления об отказе в приеме документа в электронной форме банк может скорректировать обязательства клиента.

Кроме того, сообщаем, что в настоящее время со стороны ФНС России также подготавливаются предложения по изменению положений налогового законодательства, связанные с возможностью приема налоговыми органами банковских гарантий в виде электронного документа от банков (гарантов) в целях реализации норм статей 176.1, 184, 203.1, 204 Кодекса, и по дальнейшему расширению электронного документооборота между налогоплательщиками, налоговыми органами и кредитными организациями (доработка и перевод части используемых форм документов в электронную форму).

При этом рассматривается вопрос приведения в соответствие обязанности налоговых органов по направлению заявления об освобождении от обязательств по выданной гарантии в банк (гарант) с терминологией, применяемой в редакции статьи 378 Гражданского кодекса Российской Федерации, и переименования направляемого налоговым органом вышеуказанного заявления в "Отказ бенефициара от своих прав по банковской гарантии".


Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса Д.В.ЕГОРОВ
Комментарий эксперта

Клиент должен сам позаботиться об исключении действия двух гарантий

Если инспекция не приняла банковскую гарантию в форме электронного документа из-за ошибок, она направляет налогоплательщику уведомление об отказе в приеме. Когда ошибки будут исправлены, и документ будет отправлен повторно, нужно исключить одновременное действие двух гарантий, обеспечивающих одни и те же обязательства, и урегулировать отношения с банком. Для этого в банк нужно представить полученное о...

Эксперт по налогообложению Б.Л.Сваин

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта