Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Постановление Арбитражного суда Центрального округа
№А36-3517/2019 от 21.11.2019

Резолютивная часть опубликована 18 ноября 2019 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2019 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе судьи Калуцких Р.Г.
рассмотрев в порядке статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 05.06.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2019 по делу № А36-3517/2019,

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (далее - ГУ УПФР в г. Липецке, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "БЕСТ" (далее - ООО "БЕСТ", Общество) о взыскании финансовой санкции в размере 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за март 2017 года.

Определением суда от 29.03.2019 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Заявление было рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением суда первой инстанции от 05.06.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с выводами судов первой и апелляционной инстанции, пенсионный фонд обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый акт об удовлетворении заявленных требований.

В своей жалобе кассатор ссылается на неправильное применение судами норм материального права, поскольку ошибки в предоставленных сведениях были выявлены страхователем и не устранены Обществом в установленный срок.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.

Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "БЕСТ" зарегистрирована в государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области в качестве страхователя.

12.04.2017 Обществом по телекоммуникационным каналам связи представила в Управление сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2017 года (с типом формы "основная") в отношении 1 застрахованного лица. Согласно протокола проверки отчетности от 12.04.2017, выявлена ошибка в предоставленном номере СНИЛС.

Уведомлением об устранении ошибок и (или) несоответствий между предоставленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации № 12 от 13.04.2017, полученным Обществом 20.04.2017, страхователю предложено в течение пяти рабочих дней устранить имеющиеся расхождения путем представления в УПФР в г. Липецке Липецкой области уточненных данных.

14.06.2018 Общество предоставило сведения по форме СЗВ-М за март 2017 года (с типом формы "дополняющая") в отношении 1 застрахованного лица.

Пенсионным фондом была проведена проверка своевременности представления ООО "БЕСТ" сведений о застрахованных лицах за март 2017 года, по результатам которой принято решение от 05.09.2018 № 058S19180006039 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", в виде штрафа в размере 500 руб. Основанием для принятия решения послужил вывод пенсионного фонда о нарушении ООО "БЕСТ" срока предоставления индивидуальных сведений за март 2017 года на одно застрахованное лицо.

05.10.2018 Обществу выставлено требование № 058S01180016211 об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в срок до 02.11.2018.

Поскольку требование в добровольном порядке в срок, установленный законом Обществом исполнено не было, пенсионный фонд обратился с настоящим заявлением в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды двух инстанций пришли к выводу, что ООО "БЕСТ" самостоятельно выявило и исправило допущенные нарушения. Данные по установленным формам отчетности приняты Пенсионным фондом без замечаний. Следовательно, у пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности.

Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливается Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон № 27-ФЗ).

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, фамилию, имя и отчество.

В силу требований абзаца 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Согласно положениям статьи 15 Закона № 27-ФЗ, страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.

В соответствии с положениями Закона № 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Закона № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.

Вместе с тем, имеющимися в настоящем деле доказательствами подтверждается, что дополнительные сведения представлены Обществом на основании уведомления ГУ УПФР в г. Липецке об устранении ошибок и (или) несоответствий между предоставленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации № 12 от 13.04.2017.

В соответствии с пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Пунктом 39 Инструкции предусмотрено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Материалами дела подтверждается, что уведомление ГУ УПФР в г. Липецке о наличии ошибок в представленных сведениях получено Обществом 20.04.2017, тогда как дополнительные сведения представлены ООО "БЕСТ" лишь 14.06.2018, то есть значительно по истечении срока, установленного пунктом 39 Инструкции.

Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствует факт самостоятельного выявления Обществом ошибки в представленной отчетности.

При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для взыскания с ООО "БЕСТ" финансовой санкции в размере 500 рублей является ошибочным.

При таких обстоятельствах суд округа приходит к выводу, что судами допущены существенные нарушения норм материального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможна защита охраняемых законом публичных интересов.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Центрального округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Липецкой области от 05.06.2019 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09 2019 подлежат отмене с вынесением нового акта об удовлетворении требований ГУ УПФР в г. Липецке, о взыскании с ООО "БЕСТ" финансовой санкции в размере 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за март 2017 года.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьями 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 05.06.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2019 по делу № А36-3517/2018 отменить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "БЕСТ" финансовую санкцию в размере 500 руб.


Председательствующий Р.Г. КАЛУЦКИХ
Комментарий эксперта

Когда штрафа за СЗВ-М не избежать?

Арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 21.11.2019 г. № А36-3517/2019 рассмотрел спор по начислению штрафа за неправильно указанный СНИЛС в отчете СЗВ-М.

Выясним, когда штраф можно избежать, а когда нет.

Ежемесячная форма СЗ...

Эксперт "НА" Е.В. Чимидова

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта