Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Решение Федеральной налоговой службы
№КЧ-4-9/19237@ от 23.09.2019

Истребование документов при встречной проверке налоговой инспекцией

Федеральной налоговой службой получена жалоба Общества "Х" (далее - ООО "Х", Общество, Заявитель) на решение Инспекции о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Кодекса), (далее - решение от 23.05.2019) и решение Управления Федеральной налоговой службы (далее - Управление) об оставлении жалобы Заявителя на решение от 23.05.2019 без удовлетворения (далее - Решение).

Согласно материалам жалобы Общество на основании решения Инспекции от 23.05.2019 привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 Кодекс, в виде взыскания штрафа с учетом смягчающих обстоятельств в размере 5 000 рублей за отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по требованию налогового органа о предоставлении документов (информации) от 04.03.2019 (далее - требование от 04.03.2019).

Управлением по результатам рассмотрения жалобы Заявителя поддержана позиция Инспекции.

Считая решение Инспекции от 23.05.2019 и Решение Управления необоснованными, Заявитель обратился с жалобой в Федеральную налоговую службу.

В указанной жалобе Заявитель сообщает, что согласно требованию от 04.03.2019, направленному Инспекцией ООО "Х" на основании поручения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы, Обществу в соответствии со статьей 93.1 Кодекса необходимо представить в налоговый орган документы, касающиеся деятельности его контрагента - Общества с ограниченной ответственностью "ЮЛ 1" (далее - ООО "ЮЛ 1"), за 2015-2017 годы; мероприятие налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в представлении документов (информации), - выездная налоговая проверка. При этом в отношении Общества выездная налоговая проверка не проводится.

ООО "Х" отмечает, что требование о представлении документов с учетом приказа Федеральной налоговой службы от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных Кодекса и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Кодекса)" должно содержать, в том числе следующую информацию: наименование запрашиваемых документов с указанием номера и даты; период, за который следует представить документы.

Заявитель считает, что, если в требовании о представлении документов отсутствует конкретный перечень истребуемых налоговым органом у лица документов, данное требование в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 21 Кодекса не подлежит исполнению.

Поскольку в требовании от 04.03.2019 отсутствуют сведения, позволяющие идентифицировать сделку, относительно которой налоговым органом истребуются документы, данное требование не соответствует положениям налогового законодательства РФ.

На основании изложенного ООО "Х" считает неправомерным привлечение его к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 5 000 рублей и просит отменить решение Инспекции 23.05.2019, а также решение Управления.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Общества с учетом материалов, представленных Управлением, сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 93.1 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию).

В соответствии с пунктом 3 статьи 93.1 Кодекса налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

Пунктом 4 статьи 93.1 Кодекса установлено, что в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 Кодекса.

В соответствии с пунктом 5 статьи 93.1 Кодекса лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 1 и 1.1 статьи 93.1 Кодекса, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Согласно пункту 6 статьи 93.1 Кодекса отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 Кодекса.

Пунктом 2 статьи 126 Кодекса установлено, что непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные Кодексом, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 Кодекса, влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей.

По информации Управления Инспекцией 06.03.2019 на основании поручения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы об истребовании документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 Кодекса в адрес Заявителя направлено требование от 04.03.2019. В соответствии с указанным требованием ООО "Х" необходимо представить документы и информацию за 2015-2017 годы, касающиеся деятельности контрагента Общества - ООО "ЮЛ 1", в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, в том числе: договор (контракт, соглашение), акт выполненных работ, акт о зачете взаимных требований, акт сверки расчетов с поставщиками (покупателями), счет-фактура, приходно-расходный кассовый ордер, карточки бухгалтерских счетов по контрагенту, доверенность, иные документы.

Согласно информации Управления в ответ на требование от 04.03.2019 в Инспекцию 22.03.2019 поступило письмо ООО "Х", в котором Общество сообщило, что подтверждает финансово-хозяйственные взаимоотношения с контрагентом ООО "ЮЛ 1". Однако из данного письма следовало, что документы в адрес налогового органа не могут быть направлены, поскольку в спорном требовании отсутствует информация, позволяющая однозначно идентифицировать сделку с контрагентом.

По мнению Инспекции и Управления, Заявителем неправомерно не представлены документы по требованию от 04.03.2019, поскольку в данном требовании был указан период времени, за который запрашиваются документы (информация), - 2015 - 2017 годы; перечень истребуемых документов (информации).

Более того, данное требование содержало указание на мероприятие налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в истребовании документов (информации) - выездная налоговая проверка в отношении ООО "ЮЛ 1".

Таким образом, требование от 04.03.2019 содержало необходимые и достаточные данные, позволяющие идентифицировать, какие документы запрашиваются.

При этом статья 93.1 Кодекса не устанавливает обязанности указывать реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документов (информации) в требовании налогового органа об их представлении.

Исходя из вышеизложенных положений Кодекса, ФНС России признается обоснованным привлечение Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 Кодекса, за отказ представить по требованию от 04.03.2019 документы по взаимоотношениям с контрагентом - ООО "ЮЛ 1".

При таких обстоятельствах Федеральная налоговая служба, руководствуясь статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации, оставляет жалобу ООО "Х" без удовлетворения.


Комментарий эксперта

Что указывает на конкретность сделки во встречной проверке

В пункте 2 статьи 93.1 НК РФ говорится о том, что инспекция вправе истребовать и получать документы (информацию) относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) о ней. Из недавно опубликованной на эту тему позиции ФНС следует, что сделка считается конкретной, если в запросе инспекции указан период совершения сделки и список истребуемых документов.&n...

Эксперт по налогообложению В.Ю. Кирпичников

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта