Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Управления ФНС по г. Москве
№ 17-15/138092@ от 01.08.2019

Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве (далее - Управление), рассмотрев Ваше обращение от 04.07.2019 исх. № 13/ФА/1713, поступившее из Федеральной налоговой службы письмом 25.07.2019 исх. № 20-3-04/1314@ (вх. № 249430 от 26.07.2019), сообщает следующее.

В соответствии пунктом 9 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1173 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения контрольно-кассовой техники осуществляет Министерство финансов Российской Федерации и на Управление не распространяется.

Вместе с тем, на основании пункта 1 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ.

Согласно статье 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ определены следующие понятия:

- пользователь - организация или индивидуальный предприниматель, применяющие контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов;

- расчеты - прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях настоящего Федерального закона под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Таким образом, контрольно-кассовая техника применяется пользователями при предоставлении или получении встречного предоставления за товары, работы, услуги, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев.

Дополнительно сообщается, что встречное предоставление возникает при договоре купли-продажи, где одна из сторон обязуется передать в собственность другой стороны предмет расчета в обмен на другой. При этом каждая из сторон признается продавцом предмета расчета, который она обязуется передать, и покупателем предмета расчета, который она обязуется принять в обмен.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Пользователи обязаны выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности, соответствующие установленным требованиям, в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 54-ФЗ (пункт 2 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 4.7 Федерального закона 54-ФЗ определены обязательные реквизиты, содержащиеся в кассовом чеке и включающие в себя, в том числе:

- признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода);

- наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты.

Одновременно следует отметить, что Федеральный закон № 54-ФЗ не содержит положений, конкретизирующих требования к реквизиту «наименование товара (работ, услуг)», содержащемуся на кассовом чеке, бланке строгой отчетности.

Кроме того, следует учитывать, что при осуществлении расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа кассовый чек или бланк строгой отчетности наряду с реквизитами, указанными в пункте 1 статьи 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ, должен содержать, в том числе идентификационный номер налогоплательщика покупателя (клиента).

В соответствии с абзацем двенадцатым пункта 4, абзацем шестым пункта 5 статьи 4.1 Федерального закона № 54-ФЗ Федеральной налоговой службой утвержден Приказ от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию», которым предусмотрены форматы фискальных документов, обязательных к использованию, и соответствующие признаки расчета.

Таким образом, при расчете в форме встречного представления при получении товара (работы, услуги) от другой стороны пользователю необходимо сформировать кассовый чек с обязательными реквизитами, предусмотренными Федеральным законом № 54-ФЗ и Приказом, в том числе с признаком расчета (тег 1054) «расход», признаком способа расчета (тег 1214) «полный расчет» и указанием суммы по чеку встречным представлением (тег 1217), равной стоимости приобретаемого товара (работы, услуги).

Кроме того, при передаче собственного товара (работы, услуги) происходит реализация указанного товара (работы, услуги), в связи с чем, формируется кассовый чек с признаком расчета (тег 1054) «приход», признаком способа расчета (тег 1214) «полный расчет» и указанием суммы по чеку встречным представлением (тег 1217), равной стоимости передаваемого товара (работы, услуги), а также другими обязательными реквизитами.

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.


Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса С.В. КАРПАЧЕВ
Комментарий эксперта

Кассовые чеки при расчетах встречным представлением – по два с каждой стороны

При расчетах встречным представлением обе стороны договора обязаны пробивать чеки и в момент отгрузки, и в момент получения товара. При этом налоговики разъяснили, что считать встречным представлением в целях применения ККТ.

Расчеты в ц�...

Эксперт по налогообложению Б.Л.Сваин

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x