Письмо Фонда социального страхования РФ
№ 02-11-03/17-02-468ОП от 17.12.2018
Департамент организации обеспечения страховых выплат Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение <...> (далее - Общество, страхователь) Т.М. Леонтьевой по вопросу непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения на пособие по временной нетрудоспособности (далее - пособие) в местности с особыми климатическими условиями, поступившее из Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации письмом от 21.11.2018 № 3.2-23/2957, из Аппарата Правительства Российской Федерации письмом от 22.11.2018 № П12-61283, из Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации письмом от 26.11.2018 № В-112159 и в Фонд социального страхования Российской Федерации и сообщает следующее.
Общество просит отменить решение филиала № 2 Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - филиал № 2) о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 29.08.2018 № 2477с/с (далее - решение № 2477с/с), оспаривая правильность применения территориальным органом страховщика нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих назначение и выплату пособия, указывая на то, что выводы в вышеуказанном решении не соответствуют законодательству Российской Федерации.
Проанализировав материалы, предоставленные страхователем и Государственным учреждением - Челябинским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Департамент установил следующее.
На основании поступивших от налогового органа в рамках межведомственного взаимодействия сведений о расходах на выплату страхового обеспечения, содержащихся в расчете по страховым взносам, представленном страхователем в налоговый орган филиалом № 2 проведена камеральная проверка Общества и составлен акт камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 23.07.2018 № 2477с/с.
Рассмотрение материалов проверки состоялось 29.08.2018 в присутствии представителя страхователя.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ) назначение и выплата пособия осуществляется страхователем по месту работы застрахованного лица.
Согласно части 5 статьи 13 Закона № 255-ФЗ назначение и выплата пособия осуществляется на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа.
Согласно части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ пособие исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности.
Частью 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ установлено, что в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие, принимается равным МРОТ, установленным федеральным законом на день наступления страхового случая.
В силу пункта 11(1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375 (далее - Положение № 375), в случае, если застрахованное лицо в двух предшествующих календарных годах не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ, размер пособия определяется с учетом этих коэффициентов.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 1.2 Закона № 255-ФЗ средний заработок - средняя сумма выплаченных страхователем в пользу застрахованного лица в расчетном периоде заработной платы, иных выплат и вознаграждений, исходя из которой в соответствии с Законом № 255-ФЗ исчисляется пособие, а для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - МРОТ, установленный федеральным законом на день наступления страхового случая.
Согласно пункту 15 Положения № 375 во всех случаях для исчисления пособия используется средний дневной заработок.
Пунктом 15(3) Положения № 375 установлено, что в случаях, указанных в пункте 11(1) Положения № 375, для исчисления пособия средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.
Статьей 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлено, что размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.
Из указанных норм следует, что только в случае, если пособие было рассчитано из МРОТ, на исчисленный размер пособия должен быть начислен районный коэффициент, так как в остальных случаях районный коэффициент уже учтен в фактическом заработке расчетного периода.
Таким образом, сравнение среднего месячного заработка застрахованного лица, определенного за расчетный период, с МРОТ производится через средний дневной заработок. Для исчисления пособия из этих двух величин необходимо выбрать большую. Также из данных норм следует, что увеличение рассчитанного из МРОТ среднего дневного заработка на районный коэффициент на этапе его сравнения с фактическим средним заработком застрахованного лица, исчисленным за расчетный период, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Дополнительно обращаем внимание, что определение Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 26.05.2014 № ВАС - 5881/14 на которое Вы ссылаетесь в своем обращении принято в отношении конкретных лиц, и его действие не распространяется на других граждан и организации.
В отношении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П, на которое Вы ссылаетесь в своем обращении, сообщаем, что Конституционным Судом Российской Федерации была проведена проверка конституционности положений статьи 129, частей 1 и 3 статьи 133, частей 1,2,3,4,11, статьи 133.1 Трудового Кодекса Российской Федерации в части установления, по мнению заявителя заработной платы, размер которой с учетом включения в её состав районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности с особенными климатическими условиями не превышает МРОТ в Российской Федерации, что нарушает права работников, осуществляющих трудовую деятельность в местности с повышенным размером оплаты труда, что не является предметом Вашего обращения.
Частью 1 статьи 7 Закона № 255-ФЗ установлено, что пособие выплачивается застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет - 100 % от среднего заработка; от 5 до 8 лет - 80 %; до 5 лет - 60 %. При этом, средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд (часть 3.2 статьи 14 Закона № 255-ФЗ).
Пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона № 255-ФЗ установлено, что пособие, выплачивается застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня за счет средств бюджета Фонда.
Как следует из представленных страхователем и отделением Фонда материалов, у застрахованного лица Устиновой Н.В., имеющей страховой стаж свыше 8 лет, страховой случай наступил в 2018 году, следовательно, расчетный период 2016 - 2017 годы. Заработок в расчетном периоде составил 231292,06 руб. (в 2016 году - 114749,48 руб., в 2017 году - 116542,58 руб.). Среднедневной заработок, рассчитанный из фактического заработка в расчетном периоде, составил 316,84 руб. (231292,06 руб./730= 316,84 руб.), что выше среднедневного заработка рассчитанного из МРОТ - 311,97 руб. (9489,00*24/730 = 311,97 руб.).
В нарушение пунктов 11(1) и 15(3) Положения № 375 страхователь по листку нетрудоспособности от 15.03.2018 № 276 183 153 318 за период с 15.03.2018 по 23.03.2018 назначил застрахованному лицу Устиновой Н.В. пособие из расчета среднедневного заработка, рассчитанного из МРОТ и увеличенного на районный коэффициент. Так, размер среднедневного заработка рассчитанного из МРОТ и увеличенного на районный коэффициент составил 358,76 руб. (9489,00 х 24/730 х 1,15=358,76 руб.), за 9 календарных дней начислено 3228,84 руб., в том числе, за счет средств страхователя за три дня -1076,28 руб., за счет средств Фонда за 6 дней - 2152,56 руб.
Однако, с учетом вышеизложенных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, пособие следовало назначить из среднедневного заработка, рассчитанного из фактического заработка в расчетном периоде в размере 316,84 руб., что составляет за 9 календарных дней - 2851,56 руб., в том числе, 950,52 руб. за счет средств страхователя за три дня, 1901,04 руб. за счет средств Фонда за шесть дней.
Таким образом, филиалом № 2 правомерно не приняты к зачету расходы на пособие застрахованному лицу Устиновой Н.В. в сумме 251,52 руб. (2152.56 руб. - 1901,04 руб.= 251,52 руб.).
С учетом изложенного, решение № 2477с/с вынесено филиалом № 2 обоснованно и правомерно.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» в случае несогласия страхователя с принятым страховщиком решением спор подлежит разрешению в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как учесть районный коэффициент при расчете больничного
ФСС России в письме от 17.12.2018 г. № 02-11-03/17-02-468ОП разъяснили, как учитывать районный коэффициент при расчете больничного пособия работника.
Больничное пособие считают исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за два календарных ...
Комментарии к документам доступны только платным подписчикам
Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.
Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»