Письмо Министерства труда и социального развития РФ
№ 14-2/В-966 от 04.12.2018
Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел письмо от 10 сентября 2018 г. по вопросам применения норм трудового законодательства и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в письме от 10 сентября 2018 г., не является разъяснением и нормативным правовым актом.
Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, регламентированы главой 51.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В силу части 1 статьи 327.1 Кодекса на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, регулируются иностранным правом.
Наряду с документами, предусмотренными статьей 65 Кодекса, при заключении трудового договора поступающие на работу иностранный гражданин или лицо без гражданства предъявляют работодателю, помимо прочего, разрешение на работу или патент, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Кодекс не устанавливает обязанности работодателя проверять подлинность документов, которые иностранный гражданин предъявил при приеме на работу.
Пунктом 3 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлено, что использование заведомо подложного документа наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.
Вместе с тем организация может быть привлечена к административной ответственности за привлечение к труду иностранца с нарушением требований миграционного законодательства при обнаружении поддельного разрешения на работу у работника.
Данная позиция подтверждена решением Ленинградского областного суда от 26 июня 2012 г. N 7-320/2012, от 26 июня 2012 г. N 7-316/2012. Учитывая изложенное, полагаем, что работодатель может проверять подлинность разрешения на работу, которое иностранный работник предъявил при приеме на работу.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»