Письмо Федеральной налоговой службы
№ЕД-4-20/22602@ от 22.11.2018
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение от 27.09.2018 и сообщает, что в соответствии с пунктом 9 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1173 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Вместе с тем считаем возможным отметить, что положениями статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ определен термин расчеты, под которым понимается, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов.
Согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
При этом следует учитывать, что особенности применения контрольно-кассовой техники, в том числе перечень видов деятельности и услуг, при которых могут производиться расчеты без применения контрольно-кассовой техники, поименованы в статье 2 Федерального закона N 54-ФЗ.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника может не применяться при продаже водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте.
Одновременно обращается внимание, что согласно положениям Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2019 данная норма признается утратившей силу и, соответственно, с указанной даты водитель или кондуктор при осуществлении расчетов за проезд в общественном транспорте обязаны применять контрольно-кассовую технику вне зависимости от способа оплаты (наличными денежными средствами или в безналичном порядке).
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ пользователь при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети Интернет) вправе не выдавать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и в случае непредоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты не направлять кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты, а также вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных) вне корпуса автоматического устройства для расчетов при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа.
При этом автоматическое устройство для расчетов - это устройство для осуществления расчета с покупателем (клиентом) в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 19 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" электронное средство платежа - это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
Транспортная карта - это материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем информацию, используемый для проезда пассажиров в транспорте, оборудованном автоматизированной системой контроля оплаты проезда пассажиров.
Таким образом, нормами Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрены специальные условия применения контрольно-кассовой техники вне корпуса устройства для расчетов, а именно осуществление расчетов электронными средствами платежа с использованием автоматического устройства для расчетов без участия уполномоченного лица.
Вместе с тем в случае осуществления расчетов наличными денежными средствами или в безналичном порядке за оказанные услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа с участием уполномоченного лица следует учитывать, что согласно пункту 1 статьи 4.3 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением расчетов, осуществляемых в безналичном порядке в сети Интернет, расчетов, осуществляемых в случаях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ, а также расчетов с применением автоматических устройств для расчетов банковскими платежными агентами (субагентами), осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ пользователь контрольно-кассовой техники обязан при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа обеспечивать ввод идентичной информации о сумме расчета в контрольно-кассовую технику и в устройства, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ, а также обеспечивать соответствие информации о сумме расчета в контрольно-кассовой технике информации о сумме расчета, полученной от указанного устройства.
Учитывая изложенное, при осуществлении расчетов между организацией (индивидуальным предпринимателем) в лице водителя или кондуктора (уполномоченного лица) и покупателем (клиентом) за оказанные услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа необходимо применение контрольно-кассовой техники в момент осуществления расчета непосредственно в салоне транспортного средства.
Одновременно сообщается, что в соответствии с пунктом 8 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ), до 01.07.2019.
Порядок выдачи бланков строгой отчетности, а также утверждения, учета, хранения и уничтожения определен Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники".
Таким образом, в ситуации, изложенной в обращении, контрольно-кассовая техника может не применяться до 01.07.2019 при условии выдачи бланка строгой отчетности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом".
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.
Продажа водителем проездных билетов: нужна ли ККТ в общественном транспорте?
ФНС России в письме от 22.11.2018 г. № ЕД-4-20/22602@ разъяснила, когда водители или кондукторы должны применять ККТ при продаже в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда.
Напомним, Федеральный закон о�...
Комментарии к документам доступны только платным подписчикам
Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.
Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»