Письмо Фонда социального страхования РФ
№02-11-09/22-03-4326П от 29.11.2017
Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) рассмотрел письмо <...> и сообщает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) экспертиза временной нетрудоспособности граждан в связи с заболеваниями, травмами, отравлениями и иными состояниями, связанными с временной потерей трудоспособности, долечиванием в санаторно-курортных организациях, при необходимости ухода за больным членом семьи, в связи с карантином, на время протезирования в стационарных условиях, в связи с беременностью и родами, при усыновлении ребенка проводится в целях определения способности работника осуществлять трудовую деятельность, необходимости и сроков временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принятия решения о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу.
По результатам проведения экспертизы нетрудоспособности выдается листок нетрудоспособности.
Согласно части 3.2 статьи 59 Закона N 323-ФЗ листок нетрудоспособности выдается в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия пациента) формируется в виде электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией.
Федеральным законом от 01.05.2017 N 86-ФЗ "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 59 и 78 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что листок нетрудоспособности в форме электронного документа с 1 июля 2017 года имеет равную юридическую силу с листком нетрудоспособности на бумажном носителе.
Частью 5 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа.
Таким образом, право выбора формы листка нетрудоспособности остается за застрахованным лицом - по его желанию может быть выдан как листок нетрудоспособности на бумажном носителе, так и с письменного согласия сформирован в форме электронного документа.
Работодатель после получения информации от работника о номере листка нетрудоспособности, сформированного в форме электронного документа, представляет сведения по страховому случаю в Фонд в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа, в том числе сведения по расчету пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»