Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Федеральной налоговой службы
№ГД-4-11/15676@ от 09.08.2017

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо ОАО по вопросу правомерности начисления пеней и сообщает следующее.

Согласно пункту 7 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц (далее - налог) в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

При обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика (пункт 7 статьи 45 Кодекса).

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ), изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 N 784/13 по делу N А06-9384/2011, налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой Российской Федерации в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства.

Также Президиум ВАС РФ пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, так как налог в бюджетную систему Российской Федерации налоговым агентом перечислен в установленный срок.

Кроме того, в силу положений пункта 4 статьи 24, подпункта 1 пункта 3 статьи 44, подпункта 1 пункта 3 статьи 45 Кодекса обязанность налогового агента по перечислению налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В пункте 4 статьи 45 Кодекса перечислены случаи, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. Среди них неправильное указание реквизитов обособленного подразделения организации не предусмотрено в качестве одного из оснований для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему Российской Федерации неисполненной.

Также аналогичная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2015 N 305-15КГ-157 по делу N А40-19592/14.

Учитывая изложенное, неверное указание реквизитов обособленного подразделения организации не будет являться основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему Российской Федерации неисполненной.

Вместе с тем следует учесть, что нарушение установленного законодательством порядка перечисления налога (перечисление сумм налога в иной местный бюджет) не может компенсировать потери другого местного бюджета.

Кроме того, данное нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа.

В целях полноты формирования местных бюджетов, избежания трудностей при уточнении платежа, правильной идентификации налогового агента и назначения платежа, в том числе в информационных ресурсах налоговых органов, налоговому агенту следует перечислять налог на доходы физических лиц в порядке, установленном пунктом 7 статьи 226 Кодекса.

Одновременно сообщается, что жалоба ОАО по аналогичному вопросу решением ФНС России оставлена без рассмотрения, поскольку вместе с жалобой не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание.

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.


Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса Д.Ю.ГРИГОРЕНКО

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x