Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-11/64585 от 10.11.2015
Вопрос: О применении вычета по НДС изготовителем товаров длительного производственного цикла при отказе от исчисления НДС на день отгрузки (передачи) товаров.
Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость налогоплательщиком - изготовителем товаров длительного производственного цикла, отказавшимся в 2012 году от применения специального порядка определения момента определения налоговой базы, предусмотренного пунктом 13 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
В соответствии с пунктом 13 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае получения налогоплательщиком - изготовителем товаров (работ, услуг) оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации), налогоплательщик - изготовитель указанных товаров (работ, услуг) вправе определять момент определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость как день отгрузки (передачи) указанных товаров (выполнения работ, оказания услуг) при наличии раздельного учета осуществляемых операций и сумм налога по приобретаемым товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла и других операций.
Таким образом, данной нормой Кодекса предусмотрен специальный порядок определения момента определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость для налогоплательщиков - изготовителей товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла, позволяющий данным налогоплательщикам не уплачивать налог на добавленную стоимость при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) и исчислять его на день отгрузки (передачи) указанных товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Поскольку указанная норма Кодекса не содержит запрета на отказ от использования специального порядка определения момента определения налоговой базы, налогоплательщик вправе отказаться от его использования.
Что касается вычетов сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), используемых при изготовлении товаров с длительным производственным циклом, то особенности их применения у налогоплательщика, отказавшегося от применения вышеуказанного специального порядка, Кодексом не предусмотрены.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 Кодекса при исчислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектами налогообложения, на суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Пунктом 27 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 г. N 33 разъяснено, что в силу пункта 2 статьи 173 Кодекса положительная разница, образовавшаяся в результате превышения суммы налоговых вычетов над суммами налога, исчисленного по облагаемым операциям, подлежит возмещению налогоплательщику из бюджета при условии подачи им налоговой декларации до истечения установленного данным пунктом трехлетнего срока. Поскольку указанной нормой не предусмотрено иное, налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов. При этом правило пункта 2 статьи 173 Кодекса о трехлетнем сроке подачи налоговой декларации должно быть соблюдено налогоплательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую уточненную налоговую декларацию.
Учитывая изложенное, налогоплательщик, отказавшийся в 2012 году от применения специального порядка определения момента определения налоговой базы, предусмотренного пунктом 13 статьи 167 Кодекса, может заявить к вычету суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные ему продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), используемых при изготовлении товаров с длительным производственным циклом, не позднее налогового периода, в котором истекает трехлетний срок, исчисляемый с того налогового периода, в котором приобретенные товары (работы, услуги) приняты к учету на основании первичных учетных документов и при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»