Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Приказ Федеральной налоговой службы
№ ММВ-7-2/189@ от 08.05.2015

Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)

Зарегистрирован в Минюсте России 28.05.2015 № 37445

В соответствии с пунктом 8 статьи 25.14, подпунктом 4 пункта 1, пунктом 4 статьи 31, пунктом 3 статьи 88, пунктами 2, 6, 9, 15 статьи 89, пунктами 2, 6, 8 статьи 89.1, пунктом 1 статьи 90, пунктом 3 статьи 91, пунктами 1, 5 статьи 92, пунктами 1, 3 статьи 93, пунктами 3, 4, 7 статьи 93.1, пунктами 1, 6 статьи 94, пунктами 3, 6, 10 статьи 95, пунктом 4 статьи 100, пунктами 2 - 4, 6 - 8, 10, 11, 15.1 статьи 101, пунктами 1, 3, 7, 8 статьи 101.4, пунктами 1, 6, 7, 14 статьи 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства, Российской Федерации 1998, № 31, ст. 3824; 2015, № 1, ст. 15) приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Форму "Требование о представлении пояснений" согласно приложению № 1 к настоящему приказу;

1.2. Форму "Уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)" согласно приложению № 2 к настоящему приказу;

1.3. Форму "Решение о проведении выездной налоговой проверки" согласно приложению № 3 к настоящему приказу;

1.4. Основания и порядок продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки согласно приложению № 4 к настоящему приказу;

1.5. Форму "Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки" согласно приложению № 5 к настоящему приказу;

1.6. Форму "Решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки" согласно приложению № 6 к настоящему приказу;

1.7. Форму "Справка о проведенной выездной налоговой проверке" согласно приложению № 7 к настоящему приказу;

1.8. Форму "Решение о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков" согласно приложению № 8 к настоящему приказу;

1.9. Форму "Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков" согласно приложению № 9 к настоящему приказу;

1.10. Форму "Решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков" согласно приложению № 10 к настоящему приказу;

1.11. Форму "Протокол допроса свидетеля" согласно приложению № 11 к настоящему приказу;

1.12. Форму "Акт о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение (за исключением жилых помещений) проверяемого лица" согласно приложению № 12 к настоящему приказу;

1.13. Форму "Постановление о проведении осмотра территорий, помещений лица, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка, документов и предметов" согласно приложению № 13 к настоящему приказу;

1.14. Форму "Протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов" согласно приложению № 14 к настоящему приказу;

1.15. Форму "Требование о представлении документов (информации)" согласно приложению № 15 к настоящему приказу;

1.16. Форму "Решение о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов (информации)" согласно приложению № 16 к настоящему приказу;

1.17. Форму "Поручение об истребовании документов (информации)" согласно приложению № 17 к настоящему приказу;

1.18. Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации) согласно приложению № 18 к настоящему приказу;

1.19. Форму "Постановление о производстве выемки, изъятия документов и предметов" согласно приложению № 19 к настоящему приказу;

1.20. Форму "Протокол о производстве выемки, изъятия документов и предметов" согласно приложению № 20 к настоящему приказу;

1.21. Форму "Постановление о назначении экспертизы" согласно приложению № 21 к настоящему приказу;

1.22. Форму "Протокол об ознакомлении проверяемого лица с Постановлением о назначении экспертизы и о разъяснении его прав" согласно приложению № 22 к настоящему приказу;

1.23. Форму "Акт налоговой проверки" согласно приложению № 23 к настоящему приказу;

1.24. Требования к составлению Акта налоговой проверки согласно приложению № 24 к настоящему приказу;

1.25. Форму "Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки" согласно приложению № 25 к настоящему приказу;

1.26. Форму "Решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки (проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами) в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения" согласно приложению № 26 к настоящему приказу;

1.27. Форму "Решение о привлечении к участию в рассмотрении дела о налоговом правонарушении свидетеля, эксперта, специалиста" согласно приложению № 27 к настоящему приказу;

1.28. Форму "Протокол рассмотрения материалов налоговой проверки" согласно приложению № 28 к настоящему приказу.

1.29. Форму "Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля" согласно приложению № 29 к настоящему приказу;

1.30. Форму "Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" согласно приложению № 30 к настоящему приказу;

1.31. Форму "Решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" согласно приложению № 31 к настоящему приказу;

1.32. Форму "Решение о принятии обеспечительных мер" согласно приложению № 32 к настоящему приказу;

1.33. Форму "Решение об отмене обеспечительных мер" согласно приложению № 33 к настоящему приказу;

1.34. Форму "Решение о замене обеспечительных мер" согласно приложению № 34 к настоящему приказу;

1.35. Форму "Решение о приостановлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица" согласно приложению № 35 к настоящему приказу;

1.36. Форму "Решение о возобновлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица" согласно приложению № 36 к настоящему приказу;

1.37. Форму "Решение об отмене Решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения" согласно приложению № 37 к настоящему приказу;

1.38. Форму "Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)" согласно приложению № 38 к настоящему приказу;

1.39. Требования к составлению Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) согласно приложению № 39 к настоящему приказу;

1.40. Форму "Решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)" согласно приложению № 40 к настоящему приказу;

1.41. Форму "Решение об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)" согласно приложению № 41 к настоящему приказу.

2. Признать утратившими силу:

  • приказ Федеральной налоговой службы от 13.12.2006 № САЭ-3-06/860@ "Об утверждении формы Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123), и требований к его составлению" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19.01.2007, регистрационный номер 8822; Российская газета, 2007, 31 января);
  • приказ Федеральной налоговой службы от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20.02.2007, регистрационный номер 8991; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, № 13; Российская газета, 2011, 28 сентября; 2012, 27 ноября);
  • приказ Федеральной налоговой службы от 06.03.2007 № ММ-3-06/106@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.04.2007, регистрационный номер 9259; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, № 20; Российская газета, 2011, 8 апреля; 2012, 27 ноября; 2013, 1 ноября);
  • приказ Федеральной налоговой службы от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25.06.2007, регистрационный номер 9691; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, № 34; Российская газета, 2011, 8 апреля; 2012, 27 ноября; 2013, 1 ноября);
  • приказ Федеральной налоговой службы от 06.04.2010 № ММ-7-2/178@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17.05.2010, регистрационный номер 17222; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, № 23; Российская газета, 2011, 8 апреля; 2012, 25 мая);
  • приказ Федеральной налоговой службы от 21.07.2011 № ММВ-7-2/457@ "О внесении изменений в Требования к составлению акта налоговой проверки, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19.09.2011, регистрационный номер 21818; Российская газета, 2011, 28 сентября);
  • пункты 1, 3, 4 приложения № 2 к приказу Федеральной налоговой службы от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169@ "Об утверждении Порядка представления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а также о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Федеральной налоговой службы" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29.03.2011, регистрационный номер 20322; Российская газета, 2011, 8 апреля; 13 июля; 9 декабря; 2012, 3 октября; 24 октября);
  • приказ Федеральной налоговой службы от 30.03.2012 № ММВ-7-2/188@ "Об утверждении форм решений о принятии обеспечительных мер, об отмене и о замене обеспечительных мер" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12.05.2012, регистрационный номер 24122; Российская газета, 2012, 18 мая);
  • приказ Федеральной налоговой службы от 30.03.2012 № ММВ-7-2/213@ "О внесении изменений в приложение № 1 к приказу Федеральной налоговой службы от 06.04.2010 № ММ-7-2/178@" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17.05.2012, регистрационный номер 24207 (Российская газета, 2012, 25 мая);
  • приказ Федеральной налоговой службы от 23.07.2012 № ММВ-7-2/511@ "О внесении изменений в приказы Федеральной налоговой службы от 06.03.2007 № ММ-3-06/106@, от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ и от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 01.11.2012, регистрационный номер 25754; Российская газета, 2012, 27 ноября);
  • приказ Федеральной налоговой службы от 27.08.2013 № ММВ-7-13/292@ "О внесении изменений в приказы ФНС России от 06.03.2007 № ММ-3-06/106@, от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14.10.2013, регистрационный номер 30166; Российская газета, 2013, 1 ноября).

3. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.


Приложение № 4
к приказу
Федеральной налоговой службы
от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@


ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК
ПРОДЛЕНИЯ СРОКА ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ (ПОВТОРНОЙ ВЫЕЗДНОЙ)
НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

1. Сроки проведения выездной налоговой проверки, повторной выездной налоговой проверки определены пунктами 6 и 8 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 5 статьи 89.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

2. Основаниями продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться:

1) проведение проверки налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;

2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки;

3) наличие обстоятельств непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и тому подобное) на территории, где проводится проверка;

4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

  • менее четырех обособленных подразделений - до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, подлежащих уплате организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации;
  • четыре и более обособленных подразделений - до четырех месяцев;
  • десять и более обособленных подразделений - до шести месяцев;

5) непредставление налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

6) иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

3. Для продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

Решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС России:

  • при продлении срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
  • при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;
  • при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой ФНС России. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки представляется руководителю (заместителю руководителя) ФНС России руководителем проверяющей группы (бригады).

В остальных случаях решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.


Приложение № 18
к приказу
Федеральной налоговой службы
от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@


ПОРЯДОК
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПОРУЧЕНИЙ
ОБ ИСТРЕБОВАНИИ ДОКУМЕНТОВ (ИНФОРМАЦИИ)

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьями 93, 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и определяет порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), а также информации относительно конкретной сделки.

2. Настоящий Порядок также применяется в следующих случаях:

1) при рассмотрении в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 93.1 Кодекса материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля;

2) при истребовании документов (информации) у участников проверяемых сделок, располагающих документами (информацией), касающимися (касающейся) этих сделок, на основании пункта 7 статьи 105.17 Кодекса.

3. Налоговый орган, осуществляющий налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации) в налоговый орган по месту учета контрагента проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) либо лица, располагающего документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

Форма Поручения об истребовании документов (информации) установлена приложением № 17 к настоящему приказу.

4. В течение пяти рабочих дней со дня получения поручения об истребовании документов (информации) налоговый орган по месту учета лица, у которого подлежат истребованию документы, направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).

Форма Требования о представлении документов (информации) установлена приложением № 15 к настоящему приказу.

5. В случае, если контрагент проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) либо лицо, располагающее документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), состоят на налоговом учете в налоговом органе, проводящем налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, требование о представлении документов (информации) направляется этому лицу указанным налоговым органом. При этом поручение об истребовании документов (информации) не составляется. Требование о представлении документов (информации) в этом случае подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

6. Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в срок, указанный в пункте 5 статьи 93.1 Кодекса, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы (информация), вправе продлить срок представления этих документов (информации).

Продление срока представления документов (информации) осуществляется налоговым органом по месту учета лица, у которого истребованы документы (информация).

7. Если срок представления документов (информации) был продлен в соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 93.1 Кодекса, о таком продлении налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информации), сообщает в налоговый орган, который направил поручение об истребовании документов (информации).


Приложение № 24
к приказу
Федеральной налоговой службы
от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@


ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ АКТА НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

1. Акт налоговой проверки (далее - Акт) составляется на бумажном носителе или в электронной форме.

Акт составляется на русском языке. В случае необходимости использования в тексте Акта сокращенных наименований и общепринятых аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту. Все стоимостные показатели, выраженные в иностранной валюте, подлежат отражению в Акте с одновременным указанием в соответствии с действующим порядком их рублевого эквивалента по курсу, котируемому Банком России для соответствующей иностранной валюты по отношению к рублю на дату, предусмотренную главами части второй Кодекса, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов (сборов). Даты указываются в формате "дд.мм.гггг".

2. Акт на бумажном носителе составляется только в виде утвержденной формы, заполненной от руки либо с использованием программного обеспечения и распечатанной на принтере.

Листы Акта, в случае составления на бумажном носителе, и приложений к нему должны быть пронумерованы, документ с приложениями прошнурован и заверен подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Допускается формирование приложений к Акту в виде отдельных сшитых листов. Не допускается скрепление листов Акта и приложений, приводящее к порче бумажного носителя.

В Акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями проверяющего (руководителя проверяющей группы (бригады) и проверяемого лица (его представителя). Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.

Форма Акта налоговой проверки установлена приложением № 23 к настоящему приказу.

3. Акт должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

3.1. В вводной части Акта указываются:

1) дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

2) полное и сокращенное наименования организации либо фамилия, имя, отчество (при наличии) проверяемого лица (участников консолидированной группы налогоплательщиков). В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения, адрес места нахождения организации (участников консолидированной группы налогоплательщиков) или места жительства физического лица;

3) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);

4) дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки). При проведении в соответствии с пунктом 2 статьи 88 Кодекса камеральной налоговой проверки налогоплательщика - контролирующего лица организации, признаваемым таковым в соответствии с главой 3.4 Кодекса, указывается срок представления налоговой декларации (расчета), установленный законодательством о налогах и сборах, которая указанным лицом не представлена;

5) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

6) период, за который проведена проверка;

7) наименования налогов, сборов, по которым проводилась налоговая проверка;

8) даты начала и окончания налоговой проверки;

9) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

10) иные необходимые реквизиты.

3.2. В описательной части Акта указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Содержание описательной части Акта должно соответствовать следующим требованиям:

а) объективность и обоснованность. Отражаемые в Акте факты должны являться результатом тщательно проведенной налоговой проверки, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии законодательству о налогах и сборах совершенных проверяемым лицом деяний (действий или бездействия).

По каждому отраженному в Акте факту нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть четко изложены:

  • вид нарушения законодательства о налогах и сборах, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому нарушение законодательства о налогах и сборах относится;
  • ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского, налогового учета) и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения;
  • ссылки на заключения экспертов (в случае проведения экспертизы), протоколы допроса свидетелей, а также иные протоколы, составленные при производстве необходимых действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий);
  • оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в налоговых декларациях (расчетах) данными и (или) данными в иных документах, связанными с исчислением и уплатой (удержанием, перечислением) налогов (сборов), и фактическими данными, установленными в ходе проверки (при выявлении непредставления в налоговый орган указанных документов указываются фактические данные, установленные в ходе проверки). Соответствующие расчеты должны быть включены в Акт или приведены в составе приложений к нему;
  • квалификация совершенного нарушения законодательства о налогах и сборах со ссылками на соответствующие нормы Кодекса, законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, которые нарушены проверяемым лицом.

Акт не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах;

б) полнота и комплексность отражения в Акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам нарушений законодательства о налогах и сборах.

Каждый установленный в ходе налоговой проверки факт нарушения законодательства о налогах и сборах должен быть проверен полно и всесторонне. Изложение в Акте обстоятельств допущенного проверяемым лицом нарушения должно основываться на результатах проверки всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения всех иных необходимых действий по осуществлению налогового контроля.

В Акте должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным нарушениям, в том числе: сведений о непредставленных в налоговый орган налоговых декларациях (расчетах); о несвоевременном или неправильном отражении на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений; об источниках оплаты произведенных затрат; об обстоятельствах, исключающих применение мер ответственности за совершение налогоплательщиком нарушения и так далее.

В случае если проверяемое лицо внесло в установленном порядке изменения в налоговую декларацию (расчет), а также уплатило недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента назначения выездной (повторной выездной) налоговой проверки по названному налогу за указанный период, то указанные изменения должны быть учтены налоговым органом при подготовке Акта. При представлении уточненных налоговых деклараций (расчетов) после назначения выездной (повторной выездной) налоговой проверки в Акте следует указать дату представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации (расчета), ее регистрационный номер, суть внесенных изменений, период, к которому они относятся, а также данные об уплате причитающихся сумм налогов и пени;

в) четкость, лаконичность и доступность изложения. Содержащиеся в Акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и, по возможности, доступным для лиц, не имеющих специальных познаний в области бухгалтерского и налогового учета;

г) системность изложения. При составлении Акта по результатам выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проведенной по нескольким или по всем налогам и сборам, порядок изложения документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах должен соответствовать последовательности глав части второй Кодекса, регулирующих вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов. Выявленные нарушения Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" <1> (за проверяемые периоды до 01.01.2015) приводятся после изложения выявленных нарушений Кодекса. Нумерация структурных единиц текста в описательной части Акта должна соответствовать числу проверяемых налогов и сборов (при необходимости в разрезе кодов бюджетной классификации) и количеству выявленных эпизодов документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах.

--------------------------------

<1> Российская газета, 1992, 14 февраля; 1993, 27 января; 1994, 16 августа; 1995, 2 февраля; 1999, 21 июля; 2002, 30 июля; 2004, 31 августа; 2009, 8 апреля, 30 ноября; 2010, 26 июля, 2 августа; 2012, 4 июля; 2013, 10 июля, 26 июля, 6 ноября.

Информация в описательной части Акта может излагаться с применением табличных форм, ведомостей, иных материалов, в том числе приложенных к Акту. При вынесении в приложения описания выявленных фактов однородных массовых нарушений в тексте Акта приводится изложение существа этих нарушений, со ссылкой на конкретные нормы Кодекса или иные нормативные правовые акты, нарушенные проверенным лицом, а также общее количественное (суммовое) выражение последствий указанных нарушений и делается ссылка на соответствующие приложения к Акту. При этом данные приложения должны содержать полный перечень однородных нарушений с указанием: периода, к которому они относятся; наименования и реквизитов документа, по которому совершена соответствующая операция; сущности операции; количественное (суммовое) выражение последствий нарушения. Каждое из указанных приложений должно быть подписано составившим его проверяющим должностным лицом налогового органа либо руководителем проверяющей группы (бригады).

3.3. В итоговой части Акта указываются:

  • выводы и предложения проверяющих должностных лиц налогового органа по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Кодекса, в случае если Кодексом предусмотрена ответственность за такие нарушения законодательства о налогах и сборах;
  • фамилии, имена, отчества лиц, проводивших налоговую проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
  • указание на право представления возражений по результатам налоговой проверки;
  • ссылка на количество листов приложений к Акту (документов, подтверждающих факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе налоговой проверки, иные приложения). При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, к Акту не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

4. Акт подписывается лицами, проводившими соответствующую налоговую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков Акт подписывается ответственным участником этой группы (его представителем).

В Акте при наличии соответствующих фактов отражается запись об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя (ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) подписать Акт, факт вручения под расписку Акта и Извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки на бумажном носителе, факт уклонения лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя, от получения Акта, факт направления Акта и Извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки заказным письмом по почте.

При наличии вышеуказанных фактов соответствующие записи проставляются на всех экземплярах Акта.

5. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в налоговом органе, второй - в соответствии с пунктом 5 статьи 100 Кодекса вручается (направляется) руководителю организации (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков), индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителям). В случае участия в проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки сотрудников органа внутренних дел Акт составляется в трех экземплярах Акта, один из которых направляется в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

При проведении повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа проверяющими должностными лицами налогового органа Акт составляется в трех экземплярах (при участии сотрудников органа внутренних дел - в четырех экземплярах). При этом первый экземпляр Акта остается в вышестоящем налоговом органе, второй экземпляр - передается проверяемому лицу, третий экземпляр - в инспекцию по месту постановки на учет проверяемого лица, четвертый экземпляр передается в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в налоговой проверке.


Приложение № 39
к приказу
Федеральной налоговой службы
от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@


ТРЕБОВАНИЯ
К СОСТАВЛЕНИЮ АКТА ОБ ОБНАРУЖЕНИИ ФАКТОВ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИХ
О ПРЕДУСМОТРЕННЫХ НАЛОГОВЫМ КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ НАЛОГОВЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ДЕЛА О ВЫЯВЛЕНИИ КОТОРЫХ РАССМАТРИВАЮТСЯ
В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ СТАТЬЕЙ 101 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

1. Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) (далее - Акт) составляется на бумажном носителе или в электронной форме.

Акт составляется на русском языке. В случае необходимости использования в тексте Акта сокращенных наименований и общепринятых аббревиатур, при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту. Все стоимостные показатели, выраженные в иностранной валюте, подлежат отражению в акте налоговой проверки с одновременным указанием в соответствии с действующим порядком их рублевого эквивалента по курсу, котируемому Банком России для соответствующей иностранной валюты по отношению к рублю на дату совершения налогового правонарушения.

2. Акт на бумажном носителе составляется только по утвержденной форме, заполненной от руки либо с использованием программного обеспечения и распечатанной на принтере.

Листы Акта, в случае составления на бумажном носителе, и приложений к нему должны быть пронумерованы, документ с приложениями прошнурован и заверен подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Допускается формирование приложений к Акту в виде отдельных сшивок. Не допускается скрепление листов Акта и приложений, приводящее к порче бумажного носителя.

В Акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями проверяющего (руководителя проверяющей группы (бригады)) и проверяемого лица (его представителя). Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.

Форма Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101) утверждена приложением № 38 к настоящему приказу.

3. Акт должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

3.1. В вводной части Акта указываются:

  • полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, совершившего налоговое правонарушение;
  • идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН). В случае обнаружения фактов нарушений законодательства о налогах и сборах организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо ИНН организации указывается КПП организации по месту нахождения обособленного подразделения.

3.2. В описательной части Акта указываются:

  • основания для составления Акта - ссылка на пункт 1 статьи 101.4 Кодекса;
  • сведения об обнаруженных фактах нарушения законодательства о налогах и сборах - документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах.

Описательная часть Акта должна содержать систематизированное изложение обнаруженных документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия решения по результатам рассмотрения Акта, в том числе выявленных обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

Содержание описательной части Акта должно соответствовать следующим требованиям:

а) объективность и обоснованность. Отражаемые в Акте факты должны являться результатом тщательно проведенных мероприятий налогового контроля, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии законодательству о налогах и сборах совершенных деяний (действий или бездействия).

По каждому отраженному в Акте факту нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть четко изложены:

  • существо и обстоятельства нарушения законодательства о налогах и сборах;
  • вид налогового правонарушения, способ и иные обстоятельства его совершения;
  • ссылки на соответствующие нормы Кодекса, которые нарушены;
  • ссылки на доказательства.

Акт не должен содержать субъективных предположений, не основанных на достаточных доказательствах;

б) полнота и комплексность отражения в Акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам нарушений законодательства о налогах и сборах.

Каждый установленный факт нарушения законодательства о налогах и сборах должен быть описан полно и всесторонне. Изложение в Акте обстоятельств совершенного налогового правонарушения должно основываться на результатах исследования всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения мероприятий налогового контроля.

В Акте должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным нарушениям законодательства о налогах и сборах;

в) четкость, лаконичность и доступность изложения. Содержащиеся в Акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и, по возможности, доступным для лиц, не имеющих специальных познаний;

г) системность изложения. Обнаруженные нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть сгруппированы в акте по разделам, пунктам и подпунктам в соответствии с характером и видами нарушений законодательства о налогах и сборах.

Выявленные факты однородных массовых нарушений законодательства о налогах и сборах могут быть сгруппированы в ведомости, таблицы и другие материалы, прилагаемые к Акту (приложения). В данном случае в тексте Акта приводится изложение существа этих нарушений законодательства о налогах и сборах, со ссылкой на конкретные нормы Кодекса, и делается ссылка на соответствующие приложения к Акту. При этом данные приложения должны содержать полный перечень однородных нарушений законодательства о налогах и сборах. Каждое из указанных приложений должно быть подписано составившим Акт должностным лицом налогового органа, а также лицом, совершившим налоговое правонарушение (его представителем).

3.3. В итоговой части Акта указываются выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению налоговых санкций:

  • выводы о привлечении к налоговой ответственности с указанием пункта и статьи Кодекса, состава налогового правонарушения и штрафа, предусмотренного Кодексом (справочно);
  • предложения о взыскании неперечисленных налогов, сборов, пени и штрафов, а также начислении пени по состоянию на дату Акта (в случае выявления неисполнения банком обязанностей, установленных статьей 60 Кодекса);
  • иные предложения по устранению нарушений законодательства о налогах и сборах.

4. Акт подписывается должностным лицом, обнаружившим факт совершения налогового правонарушения, и лицом, совершившим налоговое правонарушение;

В Акте при наличии соответствующих фактов отражается запись об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя (ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) подписать Акт, факт вручения под расписку Акта и Извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки на бумажном носителе, факт уклонения лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя, от получения Акта, факт направления Акта и Извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки заказным письмом по почте.

При наличии вышеуказанных фактов соответствующие записи проставляются на всех экземплярах Акта.

5. Акт составляется в двух экземплярах, первый из которых остается на хранении в налоговом органе, второй - вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение.


Руководитель Федеральной налоговой службы М.В.Мишустин
Комментарий эксперта

Новые формы документов, используемых при выездных проверках

Приказ Федеральной налоговой службы России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189 (далее – Приказ) утвердил формы 37-ти документов. Как следует из наименования самого приказа, рассматриваемые документы предусмотрены Налоговым кодексом РФ и используются нало�...

Консультант по налогам И.М.Акиньшина

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x